Православные 2 октября 2018 года отмечают 2 церковных праздника

Фото: ShutterStock

Все православные не только в Российской Федерации, но и во всем мире, отмечают 2 церковных праздника: Феодора Смоленского, Давида и Константина, а также Трофима и Зосима. До наших дней дошло очень много обрядов и традиций, которые передавались из поколения в поколение. Многие из них остаются актуальными и сейчас.

История церковного праздника  Трофима и Зосима

Народно-христианский праздник Трофим и Зосима отмечается 2 октября (19 сентября по старому стилю) каждого года. В этот день православная церковь чтит память святых мучеников Трофима Синадского (Фригийского) и Зосима Киликийского.

Дни со 2 по 10 октября славились во многих местах Руси пчелиным праздником. В эти дни готовили пчелиную семью к зимовке, убирали ульи на зимний покой, в тёплый уют. Мед наши предки очень ценили как лекарство, при болях в желудке они советовали есть до завтрака и после ужина растворенный в воде мед, при этом примечали, что мед боль унимает, тошноту да изжогу снимает. Зосима жил в 4 веке.

Не в силах обитать в одном городе с язычниками, он удалился в пустыню, где мирно соседствовал с дикими зверями. Однажды во время охоты правитель Киликии увидел его и захотел узнать, каким волшебством Зосима укрощает хищников. Старец ответил, что у него одно средство — вера в Христа. Правитель приказал предать Зосиму пыткам, чтобы заставить отречься от веры. Мучители, смеясь, говорили, что они примут христианство, если дикие звери придут на помощь старцу.

Зосима обратился с молитвой к Богу, и на площади внезапно появился огромный лев. Правитель велел отпустить святого, но Зосима тут же скончался. Трофим пострадал за веру чуть раньше — в 3 веке. Однажды а Антиохии во время языческого праздника Трофим и его друг Савватий молили Бога наставить соплеменников на путь спасения. Об этом узнал правитель. Он приказал подвергнуть друзей пыткам и, в конце концов, казнить.

Традиции и обряды церковного праздника  Трофима и Зосима

Главные традиции 2 октября — подготовка ульев к зиме и сбор меда, поиск своей «второй половины» на вечерних гуляньях.

Зосима в народе почитался как заступник пчелиного роя. На Руси в этот день отмечали праздник пчельников.

Пчелиную девятину. В течение девяти дней с Зосимы нужно было приготовить ульи к зиме. «Улья в погреб ставь, праздник мёда правь», — приговаривали при этом пчельники. Пчелу почитали не только за мёд, но также и за воск, из которого делаются церковные свечи. Говорили, что пчелы не жалят праведных людей, а вот, грешники могут от них пострадать.

Мёд наши предки ценили с древнейших времен, причем в прямом смысле слова – на вес золота, в некоторых местах мёдом уплачивались подати. Пчеловоды считались приближенными к богу людьми, имеющими особую мудрость, к ним часто ходили за советами, как и к деревенским знахарям.

Мёд у наших предков считался лекарством от множества болезней, он использовался как общеукрепляющее, тонизирующее, восстанавливающее силы средство, применялся для лечения ран и ожогов, при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, почек, печени, желчных путей, желудочно-кишечного тракта.

Во время пчелиной девятины советовали каждое утро натощак съедать немного мёда и запивать его теплой водой — это считалось целительным средством от всех болезней. Поговаривали: «С медком и дело проглотишь». Считалось, что если в течении 9 дней, начиная со 2 октября, есть мёд по утрам, то «желудку своему подсобишь на зиму». На Зосиму хозяйки выпекали калачи на меду и медовое печенье, которым угощали не только своих домочадцев, но и соседей, считалось, что так зима в доме пройдет «слаще».

В этот день на Руси устраивали Трофимовы вечерки, на которых молодые люди выбирали невест, а девушки присматривались к женихам. Считалось, что именно Трофим помогает женихам и невестам найти друг друга, а потому, в этот день дома не сидели, а отправлялись гулять. Также 2 октября девушки гадали на суженого. Верили, что если пристально посмотреть в глаза понравившемуся человеку, то он непременно тебя полюбит. «На Трофима не проходит счастье мимо: куда Трофим, туда и оно за ним», — говорили люди.

История церковного праздника Феодора Смоленского, Давида и Константина

Святой благоверный князь Феодор, Смоленский и Ярославский, по прозванию Черный, родился в грозную для Руси годину монгольского нашествия, около 1237—1239 года, и был в крещении наречен во имя святого великомученика Феодора Стратилата, особо почитаемого русскими князьями-воинами. Воинскими подвигами суждено было Богом прославиться в Русской земле и святому князю Феодору.

В 1239 году, когда молитвами Пресвятой Богородицы святой воин-мученик Меркурий избавил Смоленск от Батыева пленения, отрока Феодора в городе не было: его увезли и укрыли на время войны в безопасном месте. В следующем, 1240 году умер его отец, князь Ростислав, правнук благоверного князя Ростислава, Смоленского и Киевского. Старшие братья, наследники, поделили между собой земли отца своего, выделив младшему — отроку Феодору маленький Можайск. Здесь прошло его детство, здесь учился он Священному Писанию, церковной службе и воинскому искусству.

В 1260 году святой князь Феодор женился на Марии Васильевне, дочери святого благоверного князя Василия Ярославского, и стал князем Ярославским. У них родился сын Михаил, но вскоре святой Феодор овдовел. Он много времени проводил в ратных трудах и походах, сына его воспитывала теща, княгиня Ксения.

В 1261 году стараниями святого Александра Невского и митрополита Кирилла III в Сарае, столице Золотой Орды, была учреждена епархия Русской Православной Церкви. В 1276 году Константинопольский Собор под председательством патриарха Иоанна Векка отвечал на вопросы русского Сарайского епископа Феогноста о порядке крещения татар и принятии в православие бывших среди них монофизитов и несториан. В эти годы и оказался в Орде святой князь Феодор.

Отличившийся ратными подвигами в осетинском походе, он вызвал к себе особенное расположение хана Менгу-Темира, почтительно относившегося к Православной Церкви, выдавшего первый ханский ярлык о церковной неприкосновенности митрополиту Кириллу.

В летописи сказано: «А князя Феодора Ростиславича царь Менгу-Темир и царица его вельми любяше и на Русь его не хотяше пустити мужества ради и красоты лица его». Три года пробыл святой Феодор в Орде, где он женился на татарской царевне, которая приняла святое Крещение. Там, в Орде, и родились у святого Феодора его сыновья — святой благоверный князь Давид и святой благоверный князь Константин. Огромное влияние, которое святой Федор приобрел в Орде, он использовал во славу Русской земли и Русской Церкви.

Православие все более укреплялось среди татар, ордынцы усваивали русские обычаи и традиции. Русские купцы, зодчие, мастера несли русскую культуру на берега Дона, Волги, Урала и дальше до самой Монголии. Так начиналось великое миссионерское движение Русской Церкви на Восток. После того, как Феодору «пришла весть с Руси, от града Ярославля, что его сын первый, князь Михаил преставился», хан, дав князю богатые дары и большую дружину, отпустил его на Русь.

Вновь став князем в Ярославле, святой Феодор начал ревностно заботиться об усилении и благоустроении своего города и княжества. Слава его гремела по всей Руси, все князья искали с ним дружбы и союза.


close
Наши информационные каналы
close
Зарегистрировавшись, вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и соглашаетесь с тем, что информационно-аналитический портал 1RRE может иногда связываться с вами о событиях, анализах, новостях, предложениях и т. д. по электронной почте. Рассылки и письма от 1RRE можно найти по маркетингу партнеров.