Пропажа дизеля на заправках отражает субъективные причины, преобладающие в развитии российского топливного рынка

Фото: ShutterStock

На половине автозаправочных станций исчезло дизельное топливо. Специалисты-эксперты уверены, что это явление временное и есть все возможности изменить ситуацию уже в ближайшее время. Для этого нефтяные компании, владельцы заправок и правительственные органы должны объединить усилия и действовать не разобщенно, а вместе.

Дизель на заправках пропал из-за конкуренции АЗС

При всем разнообразии дизайнерских изысков внешнего оформления, АЗС бывают только двух типов:

  • независимые, владельцами которых могут быть любой человек, предприятие, организация;
  • принадлежащие крупным нефтяным компаниям, продающим на своих станциях свою продукцию.

Конкуренция, существующая между ними с первого дня появления, резко обострилась в 2018 году.

Причины конкуренции стары, как мир, — это банальное распределение прибылей. Если прежде две стороны находили приемлемые схемы сосуществования, то в июне правительство уговорило нефтяные компании заморозить розничные цены на бензин и дизельку.

Крупнейшие вертикально интегрированные компании на топливном рынке известны. Это, прежде всего, Роснефть, которой принадлежат около трех тысяч АЗС, Лукойл (своих 2 600 станций) и Газпром нефть (1 200 АЗС).

Дизель на заправках пропал в результате зарегулированности рынка топлива

Компании цены заморозили. Чтобы сохранить прибыли, одновременно решили продавать дизельное топливо преимущественно на своих АЗС и ограничить его отпуск независимым. На практике это выглядит просто: нефтебазам, которые снабжали оптом и мелким оптом независимых, под разными предлогами ограничили отпуск.

Но это цветочки. Ягодки – поднятие цены на опт. Хотя это и противоречит логике, оптовая стоимость дизельного топлива для чужих стала выше, чем розничные цены на дизель на своих АЗС.

В конкретном выражении в среднем по стране сегодня зафиксирована цена на своей станции 43 руб. за литр, оптовая для конкурентов — 44,3 руб. за литр, на независимой АЗС — 45,3 руб. за литр, если удалось завезти.

Объективных причин для пропажи дизельного топлива на заправках не существует

В целом по стране насчитывается более 15 тыс. АЗС (по другим данным, с филиалами и отделениями — около 30 тыс.). Сегодняшняя статистика о том, что дизтоплива нет почти на половине заправок, отражает реальную структуру их распределения. На своих есть, на чужих нет.

НТС (Независимый топливный союз, объединяющий владельцев независимых сетей АЗС и трейдеров) отмечает, что повышение отпускных оптовых цен началось в сентябре и продолжается в октябре. Правительство, к которому обратились представители НТС, пообещало сдерживать рост в пределах инфляции. При необходимости могут быть приняты более радикальные меры. Например, введены запретительные пошлины на нефтепродукты.

Эксперты предостерегают, что такие меры ситуацию изменят ненадолго и в конечном итоге могут даже усугубить ее. Предложено Минэнерго совместно с нефтяными компаниями подготовить альтернативные варианты, как сохранить на заправках текущие цены и устранить дефицит.

В целом обсуждается большая вероятность того, что ситуация изменится в лучшую сторону. Для этого есть все объективные предпосылки. Например, оптимистичные отчеты Роснефти о том, что растет производство дизельного топлива евро-5 и что в сентябре его поставки на внутреннем рынке увеличились на 20%.


close
Наши информационные каналы
close
Зарегистрировавшись, вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и соглашаетесь с тем, что информационно-аналитический портал 1RRE может иногда связываться с вами о событиях, анализах, новостях, предложениях и т. д. по электронной почте. Рассылки и письма от 1RRE можно найти по маркетингу партнеров.