День святого Мартина традиционно отмечают 11 ноября в ряде католических стран громкими парадами, песнопениями в честь Святого

Фото: ShutterStock

День святого Мартина (St. Martin’s Day), отмечаемый ежегодно 11 ноября, — большой народный праздник ряда католических стран в честь дня памяти об епископе Мартине Турском. В Центральной Европе он характеризуется многочисленными обычаями, повсюду проходят шествия и слышны песнопения в честь Святого. День Мартина празднуется в сопровождении громких парадов. Особенно этот праздник любим детьми, которые его именуют «праздником фонарей».

Традиции празднования дня святого Мартина самого почитаемого в Западной Европы

День памяти Святого Мартина отмечается 11 ноября. Святой Мартин считается покровителем бедняков, солдат, сукноделов, домашних животных и птиц, а также альпийских пастухов.

Святой Мартин, Мартин Милостивый или Мартин Турский — когда-то он был одним из самых почитаемых святых Западной Европы. В одной только Франции времен Средневековья его имя носило 3667 храмов. Не меньшим уважением этот римский воин, ставший монахом, пользовался в соседней Германии. В одном только Кельнском архиепископстве в конце XII века Святому Мартину было посвящено больше храмов, чем Деве Марии и апостолу Петру. Одним из них является построенная в романском стиле церковь Большой Санкт-Мартин (Groß Sankt Martin) — самый известный и узнаваемый храм города после Кельнского собора.

В День святого Мартина, после окончания сельских работ, прежде всего зажигались костры на каждой улице и в каждом дворе. В эти костры кидали корзины, в которых недавно лежали плоды. Через эти костры прыгали и устраивали шествия, зажигая факелы от их огня. В этих шествиях участвовали ряженые: святой Мартин на белом коне и Мартинов человек — мальчик, туловище и конечности которого были обернуты соломой. 

В современной Германии его отмечают не только католики, но и протестанты. Вторые, правда, празднуют днем раньше и чествуют другого Мартина — родившегося накануне. 10 ноября.

Вне зависимости от конфессий День Мартина 11 ноября издавна весело встречают все от мала до велика. Фонари обычно изготавливают учащиеся начальных классов и воспитанники детских садов. В заключение разжигается большой огонь – Martinsfeuer («Мартинсфоер»), детям раздаются Weckmann («Векманн») – выпечка из дрожжевого теста с изюмом.

Как гласит легенда, традиция подавать печёного гуся сложилась ещё при жизни Мартина Турского. Вовремя одной из его проповедей рядом находящиеся гуси подняли шум и епископ Мартин приказал сделать из них жаркое. С тех пор, ежегодно на 11 ноября семьи пекут гуся и подают его ко столу в качестве памяти об этом святом. Дополнительно к этому готовятся сладкие четырёхугольные вафли или булки в виде подковы, которые носят название — «рожки святого Мартина» или «Мартинов рог». Около ста пятидесяти лет назад ещё существовал обычай, согласно которому под потолком комнаты подвешивались бумажные кульки с яблоками, орехами, изюмом, зёрнами пшеницы, овса, гороха. Дополнительно к каждому кульку крепились бумажные полоски, которые поджигались и содержимое пакетов высыпалось на празднующих. Все это символизировало окончание урожая, радость изобилию урожая.

День святого Мартина покровителя нищих, военных, текстильщиков, домашних животных и птиц

Святой Мартин родился в 316 г. в сегодняшней Венгрии (Ungarn — «Унгарн»). Как сын римского офицера, он был обязан по закону нести военную службу. Его имя происходит от латинского бога войны Марса.

В основе праздника лежит событие, произошедшее в 334 г. в Амьене. Поступил на военную службу в качестве кавалериста. Была осень. В поле свистел, завывал резкий холодный ветер. Он пронизывал насквозь. Солдаты мечтали о теплом очаге и ускорили шаг. Вот они уже вошли в городские ворота. Воины не заметили сидевшего у городских ворот старого, полуобнаженного человека. От холода и голода он стучал зубами и дрожащим голосом просил о малой милостыне. Но солдаты проходили мимо него твердыми, быстрыми шагами. Они не удостоили нищего даже взглядом. Мартин, возглавлявший свой легион, сидел на коне в богато украшенной, длинной красной накидке. Когда он увидел мерзнущего и голодного нищего, просящего милостыню, то, к удивлению солдат, остановил легион и достал меч. Солдаты не поняли в чем же дело. Что он собирается делать? Почему он достал меч? Ведь перед ним сидит беспомощный человек, нищий. А Мартин спокойно взялся левой рукой за свою красную накидку и острым мечом отрезал ее половину, затем быстрым движением бросил кусок накидки в руки нищего. После этого он достал из сумки хлеб и отдал его нищему. Старик хотел поблагодарить Мартина, но тот уже въезжал в город Амис.

После того как им была оставлена служба, он обретает христианство и отправляется проповедовать западным галлам. Там он становится первым христианским святым, который не умер насильственной смертью.

С этого момента начинается культ распространения его личности. Языческие боги начинают замещаться христианскими святыми и Мартин Турский становится покровителем нищих, военных, текстильщиков, домашних животных и птиц. В V веке на месте его захоронения было создано аббатство. После христианизации франков, святой Мартин становится покровителем этого народа и его плащ брали с собой во время военных походов. Как и в прошлые столетия, так и сейчас у верующих французов наиболее почитаемым святым является — Мартин Турский, который отождествлялся как символ и покровитель аристократии и рыцарства.


close
Наши информационные каналы
close
Зарегистрировавшись, вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и соглашаетесь с тем, что информационно-аналитический портал 1RRE может иногда связываться с вами о событиях, анализах, новостях, предложениях и т. д. по электронной почте. Рассылки и письма от 1RRE можно найти по маркетингу партнеров.