Роман Селин: «Закон о запрете въезда внутрь МКАД большегрузного транспорта в дневное время отразится не только на сфере логистики Московского региона»

МКАД, Грузовики МКАД, Грузовики

Столичные власти планируют ввести ограничение на передвижение большегрузного транспорта на территории Москвы. С марта 2013 года запрещается въезд грузового транспорта с максимальной разрешенной массой свыше 12 тонн на МКАД с 6:00 до 22:00. С 1 мая по 1 октября — в дачный период — запрет продлевается еще на 2 часа, он будет действовать с 6:00 до 24:00. Как отразится данная инициатива властей на рынке логистики, рассказывает руководитель Группы компаний «Бизнес Сити»» Роман Давидович Селин:

— Хочу сразу заметить, что московские власти уже не один раз предлагали ограничить движение грузового автотранспорта по городу. В свое время уже был одобрен ряд законодательных инициатив по ограничению и они даже вступили в силу, но ситуация мало изменилась.

— Вы сказали, что попытки ограничить передвижение грузовых автомобилей по Москве предпринимались московскими властями неоднократно. Не расскажете коротко, что все же тогда предлагалось?

— Так, в 1998 году был введен запрет на въезд большегрузных автомобилей в зону, ограниченную Московской окружной железной дорогой, а в 2000 году автомобилям грузоподъемностью более 1 тонны было запрещено въезжать в пределы Садового кольца в дневное время. В 2004 году новый запрет. Теперь уже грузовики не могли попасть без специального пропуска внутрь Третьего транспортного кольца. Прошло чуть более 6 лет, и власти снова пытаются ограничить движение большегрузных машин по столичным трассам. Хорошо помню, как в сентябре 2010 года на сайте столичного департамента транспорта и связи была опубликована информация о том, что опять готовится документ, который запрещает передвижение грузовиков не только по Москве — их не будут пускать даже на МКАД…

— Но тогда поговорили-поговорили, так на этом и закончилось. Почему так произошло?

— Трудно сказать. И хотя проект закона был подготовлен, но спустя почти три месяца, где-то в начале декабря 2010 года, пресс-служба столичного правительства сообщила, что «такое серьезное решение требует тщательной проработки и подготовки». Прошло два года. Наверное, чиновники все проработали, если снова пытаются ввести ограничения. Вполне возможно, что их инициатива дойдет до логического завершения.

— Но если раньше это все были предложения Лужкова, то как, на ваш взгляд, ко всему этому относится новый мэр столицы?

— Насколько я слышал, проект ограничения движения грузового автотранспорта получил поддержку Сергея Собянина. Он считает, что такая мера поможет борьбе с пробками на московских дорогах. А его заместитель по вопросам транспорта Максим Ликсутов отмечает, что благодаря этой мере по МКАДу пойдет на много тысяч меньше грузовиков. А это значит, что там не только будет меньше пробок, но возрастет безопасность движения, а также улучшится экологическая обстановка. Кроме то, по его мнению, заметно возрастет пропускная способность Кольцевой автодороги. Ведь каждая фура, считает заместитель мэра, занимает место 4-5 легковых автомобилей.

Однако, насколько я знаю, инициатива столичных властей вызвала протест со стороны торгового бизнеса. Да и дальнобойщики не в восторге от таких нововведений. Они считают, что все это может привести к нежелательным последствиям. Как вы думаете, к каким в первую очередь?

— К примеру, из-за увеличения логистических издержек такие инициативы властей приведут к росту цен на товары. Почему? Да потому что сейчас вместо одного большого грузовика компаниям придется использовать несколько маленьких «газелей». Понятно, что затраты компаний возрастут. Думаю, что никому не нужно объяснять, на чьи плечи они лягут. Конечно же на потребителей. Все дополнительные издержки будут включены в стоимость товара. Так думаю не только я. К примеру, члены профсоюза «Дальнобойщик» в открытом письме заместителю мэра заявили: «Закрытый для грузовиков „дневной“ МКАД будет означать круглосуточный затор на федеральных трассах в области…». Так что введение ограничений на движение тяжелых грузовиков по МКАДу, по их мнению, вместо того чтобы разгрузить московские магистрали, грозит настоящим транспортным коллапсом.

— Но, наверное, прежде чем что-то предпринять, власти с помощью специалистов просчитывают последствия. Что по этому поводу говорят ученые мужи?

— Ученые тоже считают, что минусов будет больше, чем плюсов. «Если менять большегрузный подвижной состав на малотоннажные автомобили, — считает заведующий кафедрой управления логистической инфраструктурой НИУ «Высшая школа экономики» Анатолий Федоренко,то в этом случае обязательно увеличится не только стоимость транспортировки грузов, но и возрастет нагрузка на дорожную сеть столицы. Не стоит также забывать, что Москва является не только крупнейшим транспортным узлом, но и, пожалуй, самым крупным узлом, через который проходят транзитные грузы. Москву пересекает не одна железная дорога, здесь несколько речных грузовых портов, ведется очень большое строительство как жилой, так и коммерческой недвижимости. И переключить все грузопотоки на обслуживание с 22:00 до 6:00 не только очень сложно, но практически невозможно. Для всех нововведений требуется время и… деньги».

— Понятно, что делается все это для улучшения дорожно-транспортных условий и облегчения экологической обстановки. Скажите, а есть какие-то альтернативы, чтоб компании не понесли от нововведений больших убытков?

— Разных предложений звучит немало. Но все же основным вариантом решения данной проблемы, на мой взгляд, является перенос крупных торговых объектов за пределы МКАДа. Для улучшения же ситуации на дорогах необходимо принять комплекс мер, связанных с организацией движения. Например, заняться созданием перехватывающих парковок. Это заметно уменьшит — если дополнительно сделать платным въезд в центр — число автомобилей, въезжающих туда. Кроме того, в обязательном порядке наращивать число развязок, тоннелей и других элементов дорожной инфраструктуры, которые намного повысят пропускную способность дорог. Но все же главный выход из сложившейся ситуации — это уменьшение транспортного потока в Москву, особенно в центр. А для этого нужно срочно выводить из столицы крупные производства. Нужно создавать рабочие места за пределами МКАД. Тогда не только грузовых, но и легковых автомобилей в Москву будет въезжать гораздо меньше.


05 Декабря 2012 10:48
Автор: Роман Селин
Источник: Официальный сайт ГК «Бизнес Сити»