Соотечественники заместили приобретение брендовой одежды за границей шопингом внутри страны

Михаил Шапошников Михаил Шапошников

В этом году снова довольно активно проявили себя аутлеты. С чем связан своеобразный бум на рынке этого формата недвижимости? Как выглядит рынок аутлетов сегодня и какова динамика ввода новых проектов? Об этом порталу 1RRE.ru рассказал Михаил Шапошников, директор департамента стратегического консалтинга RealJet.

Сложности в экономике однозначно дали толчок развитию формата аутлетов в нашей стране. Во-первых, покупатели стали более чувствительны к скидкам, даже если за ними приходится ехать за пределы города. Вместе с тем, существенно сократился выездной шопинг. Если раньше - даже с учетом дороги — европейский шопинг в аутлетах был выгоднее аналогичного российского шопинга, с ослаблением рубля это перестало быть актуальным, и Европа многим оказалась не по карману. В итоге наши соотечественники заместили приобретение брендовой одежды за границей на шопинг внутри страны, что в результате повысило торговый оборот российских аутлетов на 10-15%.

С 2013 г. в России было открыто 4 аутлет-центра общей площадью порядка 120 тыс. кв. м. Это Fashion House Outlet Center Moscow (девелопер - FASHION HOUSE Group), Outlet Village Внуково (девелопер - Hines ), Outlet Village Белая Дача (девелопер - Hines), Outlet Village Пулково в Санкт-Петербурге (девелопер - Hines). В начале ноября этого года в Москве открылась вторая очередь Fashion House Outlet Center, площадью 4 500 кв.м. На конец этого года также запланировано открытие 3 фазы Outlet Village Внуково. (10 500 кв. м). В ближайшие два года будут также введены в эксплуатацию Fashion House в Санкт-Петербурге, планируемый к открытию в середине 2017 г. (20 000 кв. м) и 3 фаза Fashion House Outlet Center в Москве, ввод которой ожидается в начале 2018 г. (9 000 кв. м). Таким образом, общий объем аутлет-площадей приблизится к 200 000 кв.м.

Каковы ставки аренды в российских аутлетах? В какой валюте фиксируются? На какой период?

Ставки аренды в аутлетах сегодня составляют от $250 до 480 за кв. м в год. До кризиса довольно распространенной практикой была фиксация ставок в евро, но впоследствии ситуация была пересмотрена — и ставки зафиксировали в рублях. При этом, чтобы минимизировать свои риски, девелопер фиксирует эти ставки на короткий период — от трех месяцев до полугода.

Какие бренды представлены в аутлетах? Какие наиболее успешны на

российском рынке?

В российские аутлеты заходят многие бренды, которые уже представлены в России в традиционных форматах. Это Guess, Giovanni Botticelli, Furla, Meucci, Pinko, Escada, Kenzo, Motivi, Max Mara, Etro и т.д. Отличные результаты по торговым оборотам показывают такие бренды, как Calvin Klein, Levi’s, Furla, Hugo Boss, Michael Kors, Nike, Tommy Hilfiger и др. Прекрасно себя чувствуют в аутлетах и магазины детской одежды: «Весело шагать», Reima, Tom Tailor kids, Tommy Hilfiger kids и т. д.

Насколько существенна выгода для покупателей? Есть ли принципиальная разница в цене — покупать товар в ТЦ или в атулете?

Ритейлеры, имеющие магазины в аутлетах, как правило, продают свой товар минимум с 30% дисконтом по сравнению с магазинами обычного формата, расположенными в центральных ТЦ города. Важно отметить, что подобный формат торговли — не просто исполнение прихоти покупателя, самому ритейлеру он таже крайне выгоден. Поэтому у ритейлера нет особой мотивации взвинчивать здесь цены. Аутлеты позволяют ритейлеру быстрее избавляться от невостребованных товаров из прошлых коллекций и тем самым высвобождать капитал/ликвидность для последующего развития. Поскольку в России пока еще очень мало аутлетов, ритейлеры не могут воспользовать опцией избавления от остатков в полной мере. На Западе же аутлеты ушли значительно дальше в своем развитии — и там рителер не только избавляется от неходового товара, но и шьет одежду специально для ее продажи в аутлетах. Таким образом, это становится отдельным направлением бизнеса — со своей экономикой.

Насколько в России в принципе приживается формат аутлетов? Есть ли у нашей страны потенциал для развития в этом направлении?

Компания RealJet срез и краткий опрос среди ритейлеров по поводу их отношения к форматам аутлетов в регионах России. В опросе участвовали представители 150 ритейлеров, представленных в России.

35% ответили, что им не интересен формат аутлетов, так как затраты на логистику занимают высокую долю в расходах на магазин в аутлете;

15% положительно относятся к форматам аутлетов.

50% не будут открывать магазины в составе аутлетов, так как в регионах у них и так представлены «стоковые» коллекции в обычных магазинах, и дисконтные магазины им не нужны.

С моей точки зрения, аутлеты имеют потенциал развития только в крупных городах, понятных для ритейлеров. В первую очередь – это Москва, Санкт-Петербург, во вторую очередь – это Екатеринбург и Казань. Но до момента насыщенности городов этими форматами. Основная причина - в сильном разделении социальных статусов населения в Москве и Санкт-Петербурге. В регионе это разделение не такое явное и массовое.

12 Декабря 2016 15:17