Лучшие мировые архитектурные практики приходят в российские школы

Kristin Jarmund Arkitekter AS Kristin Jarmund Arkitekter AS

Ведущие эксперты в области архитектуры и образования в институте дизайна и архитектуры «Стрелка» обсудили современные принципы устройства школьного здания в России и за рубежом, оценили влияние архитектуры школы на качество образования и восприятия учениками информации, а также определили критерии организации образовательных пространств.

В дискуссии приняли участие глава норвежской архитектурной компании Kristin Jarmund Arkitekter AS Кристин Ярмунд, зам. руководителя Школы дизайна НИУ ВШЭ Наталья Логутова, главный архитектор компании Martela Елизавета Никитина, консультант КБ «Стрелка» Алена Жмурова, руководитель проекта «Умная школа» Марк Сартан. Модератором дискуссии выступила старший консультант КБ «Стрелка» Розалия Тарновецкая.

Участники дискуссии сошлись во мнении, что система образования в России динамично меняется, становится более эффективной и вариативной, а это значит, что вместе с ней должны меняться и сами школьные здания.

«Мировые тенденции архитектуры образовательных учреждений позволяют избавиться от ощущения закрытого, монотонного и промышленно-безликого пространства. Сегодня архитектура более открыта и дружелюбна, она влияет на наше настроение и эмоции, заставляет задуматься, сконцентрироваться, позволяет расслабиться и отдохнуть. Однако мы часто сталкиваемся с архитектурой зданий, которая угнетает, загоняет в бюрократические рамки и не способствует развитию творческой деятельности, – отмечает глава норвежской архитектурной компании Кристин Ярмунд. – Современная школьная архитектура вариативна, с одной стороны она развивает самостоятельность и индивидуальность, с другой – навыки общения и взаимодействия в группе».

Среди основных принципов построения современного школьного образовательного пространства эксперты выделили: «дружественность» и свободу перемещения, визуальную прозрачность и проницаемость, связь с окружающей средой и трансформируемость, зонирование по возрастам и разнообразие фактуры и цвета.

«Классическое здание «школы-завода» индустриальной эпохи окончательно устарело и не способно создавать условия для воспитания выпускников, конкурентоспособных в современном мире. Архитектурное решение современной школы должно дать детям возможность для исследований и образовательных путешествий. Оно должно подразумевать свободу перемещения и изучения пространства, иметь дружелюбный дизайн, разнообразие форм и текстур. К такому выводу мы пришли, посетив в рамках исследования больше 50 образовательных учреждений в 8 странах мира, – заявил руководитель проекта «Умная школа» Марк Сартан. – В таких образовательных пространствах у детей развивается любознательность, появляется чувство комфорта и безопасности, повышается мотивация к учебе. Архитектура, таким образом, выступает в роли дополнительного образовательного инструмента».

Российские образовательные стандарты позволяют выстраивать гибкую учебную программу. Благодаря этому преподаватель имеет возможность каждого ученика вести собственным образовательным маршрутом. Однако школьная архитектура от методик преподавания в России пока существенно отстает.

«Российская образовательная система стала более разнообразной и вариативной, поэтому роль архитектуры учебного пространства и его многофункциональность в настоящее время выходит на первые планы, – считает зам. руководителя Школы дизайна НИУ ВШЭ Наталья Логутова. – Однако, надо заметить, что без изменения качества преподавания и улучшения образовательной программы невозможно добиться хорошего результата даже в самом современном и многофункциональном здании».

В заключение гости отметили, что число российских школ с оригинальной многофункциональной архитектурой пока не слишком велико, но тем не менее все больше образовательных учреждений стремится усовершенствовать свою архитектуру, сделать ее соответствующей тенденциям развития современного образования. Такие примеры встречаются не только в Москве, но и, например в Иркутске. Министр образования Иркутской области Елена Осипова ранее отмечала, что индивидуальные проекты школьного строительства в России все чаще использую международный опыт и экспертизу. Постепенно также приходит понимание того, что здание должно выполнять не только функциональную роль, но и нести культурную и эстетическую ценность. 


02 Июля 2015 12:30
Источник: Умная школа

Читайте также:





Архив новостей