«Использование инструментов ГЧП не должно рассматриваться как исключительно антикризисная мера» - девелопер

Партнерство Партнерство
Федеральный закон о ГЧП обсуждается уже более 3 лет, но документ, отражающий все аспекты взаимодействия государства и бизнеса, до сих пор не принят. Несмотря на то что процесс согласования нормативного акта явно затягивается, участники ГЧП продолжают искать новые модели сотрудничества, развивать инструменты реализации проектов, находить решения для устранения противоречий.

В Москве прошла очередная конференция по развитию ГЧП. Актуальные вопросы сотрудничества представители органов власти и бизнеса обсудили на площадке дискуссионного клуба РБК. Из-за сложной экономико-политической ситуации, сложившейся в России, основная их часть была связана с внедрением антикризисных мер и эффективностью управления проектами в новых условиях.

Общеизвестно, что Россия существенно отстает по уровню развития ГЧП от многих государств Европы. На сегодняшний день у нас действует единственный федеральный закон, регулирующий ГЧП (закон о концессионных соглашениях), но и он далек от идеала, а сама концессия является наименее желаемой формой сотрудничества для некоторых игроков рынка. Между тем, часто вопреки складывающимся обстоятельствам, успешные проекты все-таки появляются в различных секторах национальной экономики, в том числе и в сфере жилищного строительства. Однако сегодня участие государства в проектах ГЧП в этой отрасли сводится исключительно к регулированию цены создаваемого продукта, что не отвечает ни современным реалиям, ни ожиданиям бизнеса.

«Реализация проектов ГЧП в сфере жилищного строительства может принести государству колоссальную выгоду. Простой анализ опыта, который мы накопили, работая над проектами КОТ в Екатеринбурге и Ярославле, показывает, что вложенный государством в проект 1 рубль возвращается ему 1,5 рублями налоговых поступлений», - отметил директор по ГЧП ГК «КОРТРОС» Довран Гарагозов и добавил, - Проблема в том, что никто не хочет посчитать этот суммарный эффект. Муниципалитеты занимаются расчетом своих зачислений, субъекты своими, а федеральные органы своими. Основным же трендом для развития ГЧП должен стать переход от низкой стоимости квадратного метра, и как следствие низкого качества жилья, к созданию нового уровня жизни – комфортной среды обитания».

Как оказалось, схожая проблема «однобокого государственного похода» тормозит развитие проектов ГЧП и в других отраслях: здравоохранении, банковском секторе и т.д. Чиновники также признали, что продвижение регионов невозможно без планомерного расширения ГЧП. Например, присутствующий на мероприятии советник руководителя Департамента развития новых территорий г. Москвы Валерий Фильченков, назвал проект Новой Москвы «большим девелоперским проектом» и прямо заявил, что его реализация будет куда более активной и эффективной, если число проектов ГЧП умножится. Оценив «инвестиционную емкость территории» в 3 трлн руб. он подчеркнул, что 2/3 от этой суммы потребуется на создание инфраструктуры, где ГЧП всячески приветствуется.

На сегодняшний день реализация проектов ГЧП в РФ является уникальным явлением. Это связано с множеством факторов: мало специалистов, готовых структурировать проекты на принципах ГЧП, не хватает приемлемых моделей и инструментов взаимодействия, нет сформированной законодательной базы. Есть главное - осознание участниками сотрудничества, что продукт, создаваемый ими в рамках ГЧП, может обладать совершенно иными качественными характеристиками, нежели при его самостоятельном создании государством или бизнесом.

Что сегодня нужно от государства для развития партнерства? На этот конкретный вопрос управляющего директора Sberbank CIB Андрея Карасева представитель ГК «КОРТРОС» дал конкретный ответ: «Нормативное регулирование, расширение форм участия бизнеса, обеспечение финансированием, например, доступом к пенсионным накоплениям, а также гарантии возврата бизнесу вложенных инвестиций».


01 Июня 2015 11:57
Источник: КОРТРОС, группа компаний

Читайте также:





Архив новостей