Николай Никифоров выступил на Расширенном заседании коллегии Роскомнадзора

Николай Никифоров Николай Никифоров

Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Никифоров выступил на Расширенном заседании подведомственного органа министерства — Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Расширенная коллегия прошла под председательством руководителя Роскомнадзора Александра Жарова. Приводим полный текст выступления главы Минкомсвязи России.

«Уважаемый Александр Александрович, уважаемые коллеги!

Мы заслушали детальный и обстоятельный доклад руководителя Роскомнадзора. Хотел бы остановиться на некоторых ключевых и наиболее актуальных вопросах взаимодействия Минкомсвязи России и Роскомнадзора. Подчеркну, что речь пойдет именно об актуальных направлениях работы, потому что сфера деятельности Роскомнадзора сегодня чрезвычайно широка.

Мы ведем работу по системному развитию телекоммуникаций, медиаиндустрии, ИТ-отрасли в Российской Федерации. Развитие подразумевает в конечном итоге качество жизни, экономический рост, создание новой добавленной стоимости.

В связи с принятием приказа Минкомсвязи России №258 большинство сетей связи и их фрагменты вводятся в эксплуатацию в уведомительном порядке. Это означает меньшие издержки для предприятий отрасли, более быстрое принятие решений и тот самый экономический рост.

Новый порядок требует времени для формирования положительной правоприменительной практики, в том числе на местах, в территориальных управлениях, и здесь необходима очень эффективная и грамотная совместная работа. Просил бы коллег, с учетом того, что здесь представители территориальных органов тоже присутствуют, обратить на это особое внимание. Цель — сделать так, чтобы запуск новых сетей стал проще, он должен ускориться.

Отдельное внимание Александр Александрович в своем докладе уделил вопросам Крыма. Действительно, для крымских операторов этот процесс также был облегчен.

Операторов освободили от государственной пошлины за получение связных лицензий, от оплаты услуг по проведению экспертизы электромагнитной совместимости. До 15 апреля 2015 года операторам был продлен срок направления сведений об используемом ресурсе нумерации и средствах связи.

Все это в комплексе, на наш взгляд, позволило им в комфортные сроки и на бесплатной основе получить необходимые документы. Это были важные решения, которые позволили нам правильно пройти этот период.

Сейчас необходима эффективная работа Роскомнадзора и особенно его территориального подразделения в Крыму, чтобы качественно завершить процесс всей разрешительной деятельности к 1 мая 2015 года.

Были предсказания весьма амбициозные и оптимистичные по курортному сезону. Работа данного направления в связи с этим должна быть усилена.

Ожидаем также запуск новых операторов связи, в том числе, мобильной связи, мобильного широкополосного доступа в интернет на территории Крымского федерального округа.

В конце 2014 года приняты единые правила оказания услуг телефонной связи. Они обеспечили дистанционное взаимодействие оператора и абонента через личный кабинет, установили перед операторами обязанность не менее чем за 10 дней информировать абонентов об изменении тарифов на услуги.

Мы рассчитываем, что Роскомнадзор в течение этого года проверит, насколько хорошо эти требования выполняются операторами связи. Это важнейший элемент, часто эмоциональный аспект взаимодействия нашей огромной многомиллионной армии абонентов с операторами.

Отрадно, что в своем выступлении господин Жаров отдельно отметил слова нашего Президента, прозвучавшие в послании Федеральному собранию РФ 4 декабря 2014 года о необходимости системной реформы контрольно-надзорной деятельности. Дальнейшая работа должна основываться на так называемом риск-ориентированном подходе.

Это означает, что плотность контроля должна зависеть от уровня опасности и возможного ущерба в результате нарушения требований на подконтрольных объектах. Соответствующий рамочный закон должен быть принят в этом году, но уже и без него в ряде отраслей действует подобный подход, и мы видим, что он весьма эффективен.

В отрасли телекоммуникаций пока что более сложная ситуация.

Большая часть проверок все же не выявляет серьезных нарушений или выявляет многочисленные, но незначительные нарушения.

Мы считаем, что легко устраняемые нарушения должны быть исключены из обязательных требований, чтобы не искажать реального состояния соблюдения законности и безопасности. В то же время должны быть созданы все условия для борьбы с грубыми нарушениями, особенно с теми, которые представляют угрозу работе сетей связи Российской Федерации.

Стоит отметить не вполне достаточную эффективность существующего механизма применения штрафов в части кодекса об административных правонарушениях. Они уже сегодня во многих случаях не имеют должного воздействия на операторов связи, профилактического эффекта не наступает. Размер штрафов не соответствует экономической деятельности, и они зачастую игнорируются.

В то же время увеличение размеров этих штрафов может привести к тому, что малые и средние компании связи попросту прекратят свою работу. Здесь необходима дополнительная проработка данного вопроса, необходимо дать справедливый, правильный, сбалансированный механизм, который будет выполнять свою основную задачу.

Отдельно хотел бы остановиться на теме выполнения декабрьских решений Государственной комиссии по радиочастотам по условиям использования частот. Необходимо усилить работу в этой части для того, чтобы обеспечить ускоренное решение проблемы цифрового неравенства за счет современных беспроводных технологий.

За 2014 год и начало 2015 года целый ряд компаний, как вы знаете, уже продлили свои лицензии на частоты по новым условиям. Они взяли на себя обязательства в определенном временном графике приходить в малые населенные пункты. Это очень важное решение с точки зрения ликвидации цифрового неравенства. Оно должно быть проконтролировано самым тщательным образом. Такого опыта у нас с вами еще не было. Это действительно новелла, которая позволит отрасли связи учитывать социальный фактор, особенно присутствие современных услуг связи в малых населенных пунктах. Планируем на ближайшем заседании ГКРЧ рассмотреть этот вопрос и придать работе регулярный и системный характер.

Много усилий, как вы знаете, было потрачено на согласование принципа проведения первых в Российской Федерации аукционов на выделение радиочастот. В 2015 году нам предстоит эту процедуру пройти. Организатором торгов будет Роскомнадзор.

Надеемся, что работа пройдет организованно, без сбоев, с максимальным эффектом для государственного бюджета и максимально прозрачно, что поддержит рыночный характер этого мероприятия в отношении отрасли телекоммуникаций.

С учетом географических особенностей нашей страны, очевидно, что именно беспроводные технологии играют ключевую роль с точки зрения решения проблемы цифрового неравенства. Запланировали целый ряд изменений для упрощения развития беспроводных сетей в малонаселенных пунктах.

Готовится к внесению в Правительство законопроект, который должен установить уведомительный порядок регистрации радиоэлектронных средств. После его принятия потребуется серьезная корректировка многих наших административных процедур и инфраструктуры Роскомнадзора, которая позволит обеспечить внедрение этого нового порядка.

Нам нужно продолжать работу по внедрению электронного обмена между ведомствами, которые участвуют в процессе выделения радиочастот. Весьма впечатляющую статистику мы уже увидели в докладе руководителя службы.

Особенно, уважаемые коллеги, давайте сделаем акцент на малых населенных пунктах, сегодня это одна из наиболее приоритетных задач.

Уже ведется работа по выполнению поручений, которые Минкомсвязь и Роскомнадзор получили на заседании Правительства в феврале текущего года, посвященному решению проблемы цифрового неравенства. Она направлены на значительное изменение процедур, которые регламентируют развитие беспроводных сетей в малых населенных пунктах от 500 до 10 тысяч человек. Прошу коллег максимально внимательно отнестись к исполнению этих поручений в срок.

В этом году нам предстоят серьезные мероприятия на международной арене. В конце года пройдет Всемирная конференция по радиосвязи. Мы совместно с Роскомнадзором готовим позицию Российской Федерации для того, чтобы представить и защитить ее на международной арене.

Отдельно хотел бы остановиться на работе Роскомнадзора в сфере интернета. С учетом последних новостей и большого резонанса в средствах массовой информации необходимо остановиться на теме доступа к переписке пользователей. Право личной переписки пользователей гарантируется Конституцией Российской Федерации. Именно поэтому бурное реагирование на эту тему блогеров, средств массовой информации совершенно беспочвенно.

Александр Александрович говорил о законе, который назвали “законом о блогерах”, он действительно устанавливает требования, в рамках которых организаторы распространения информации в течение полугода хранят информацию о действиях пользователей Сети. То есть, это метаданные, так называемые логи, которые не связаны с самим содержанием личной переписки пользователей в социальных сетях, мессенджерах, форумах и так далее.

Например, по закону действием будет считаться факт регистрации в социальной сети, регистрация аккаунта, переход по ссылке с сайта на сайт и так далее. Такая информация сильно помогает правоохранительным органам расследовать различные преступления, в том числе весьма громкие и резонансные.

Напомню, что правоохранительные органы в России не имеют доступа к содержанию личной переписки или персональным данным пользователя.

Мы, кстати, не первооткрыватели в этом вопросе. По сути, в российское законодательство была интегрирована практика, существующая на западе.

Самый резонансный пример, обсуждавшийся в последнее время — выяснение обстоятельств гибели самолета авиакомпании Germanwings, который, по мнению следователя, второй пилот намеренно направил в сторону земли.

Если вы посмотрите ту информацию, которую мы видим в средствах массовой информации, именно цепочка метаданных, о хранении которых мы сегодня говорим в контексте законодательства Российской Федерации, позволила установить определенные обстоятельства поведения пилота, которые привели к масштабной трагедии.

Если в законе есть требование хранить такие данные, то кто-то должен проверять, каким образом оно исполняется. Такое право законодательно закреплено за Роскомнадзором.

Надзорные полномочия Роскомнадзора здесь ограничены. Например, Роскомнадзор вправе выяснять, есть ли у интернет-площадки техническая возможность хранить информацию о действиях пользователей или нет. Сам Роскомнадзор не вправе инициировать какие-либо действия в отношении интернет-площадок. Это может происходить только по запросу правоохранительных органов, госорганов, которые осуществляют оперативно-разыскную деятельность. Никого расширения прав за счет выступления в силу закона здесь не произошло.

Правоохранительные органы обращаются в Роскомнадзор. Роскомнадзор связывается с площадкой, которая обязана хранить такую информацию. Площадка предоставляет информацию, которую Роскомнадзор без анализа передает в правоохранительные органы. Это функция технического посредника и здесь нет полномочий по самостоятельному инициированию этих проверок.

Также хотел бы остановиться на вопросах блокировки запрещенной информации и ее внесения в единый реестр. Это также находится в сфере эмоционального восприятия с передергивание фактов. Давайте просто посмотрим на сухие цифры.

Работа ведется третий год. Механизм отложен. В единый реестр с ноября 2012 года поступило более 177 тысяч заявок. Треть из них, проходя первичный контроль аналитиков, предварительно признается опасной и направляется на экспертизу в уполномоченные органы. Это Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков и Роспотребнадзор.

Сами решения принимают наши коллеги из уполномоченных органов. В этом смысле функция Роскомнадзора здесь тоже должна восприниматься правильно, это техническая функция по исполнению предусмотренных законом полномочий.

Исходя из статистики, не удаляют информацию лишь около 5% ресурсов. Это относится чаще всего к сайтам, которые торгуют наркотиками. Таким образом, в едином реестре на основе всех поступивших обращений и постановлений суда содержится лишь около 7% первоначально предложенных интернет-ресурсов.

Статистика говорит о том, что Роскомнадзор блокировки производит точечно, корректно и только в отношении тех ресурсов, которые действуют вразрез с российским законодательством.

Большое внимание уделяется вопросу удалению контента до блокировки. Об этом также свидетельствует и то, что за все время действия единого реестра владельцы ресурсов, несмотря на все то огромное количество обращений, о котором я говорил, лишь два раза обращались в суд, оспаривая решение о блокировке, которое произошло в досудебном порядке.

Мне кажется, это весьма показательные цифры, которые характеризуют работу. Надеюсь, что и в дальнейшем работа по обеспечению безопасного контента в интернете и прав и свобод наших граждан будет проходить на хорошем уровне.

Кадры решают все. Мы все хорошо знаем эту фразу. В завершение выступления Александра Александровича были видны цифры происходящих сокращений кадров, введения автоматизирующих технологий. Каждый федеральный орган власти в течение 2015 года находится в весьма непростой ситуации. В этих условиях мне хотелось бы поблагодарить огромный коллектив Роскомнадзора и его подведомственных предприятий за важнейшую работу, которую они проводят для становления информационно общества в Российской Федерации, и пожелать руководителям самого федерального органа исполнительной власти и его территориальных подразделений разумности и взвешенности принимаемых решений в непростой ситуации с бюджетом Российской Федерации.

Эта ситуация касается всех без исключения, все мы с вами в курсе тех сокращений которые сегодня идут, и должны принимать решения в этой ситуации.

Уверен, что предстоящий год принесет нам ценный опыт в отношении тех законодательных новелл, которые внедрены в Российской Федерации нашими законодателями, и мы сделаем все возможное, чтобы соответствующие законы Российской Федерации были строго исполнены.

Большое спасибо и успехов!».


Читайте также:





Архив новостей