Малый бизнес меняет формат коворкингов

Meeting Point Meeting Point

В периоды кризиса коворкинги получают самые широкие перспективы для развития. Именно в кризис 2008 года появился первый проект такого формата - пространство «Башня» в Екатеринбурге, а затем процесс распространился на все крупные города. Причина тому - появления значительной массы людей, не привязанных к офису: сокращение офисных работников, рост армии фрилансеров, стартап-команд и сознательный переход многих творческих личностей к фрилансу как типу трудоустройства. Среди пионеров отрасли можно назвать московские проекты - дизайн-завод «Флакон», Рабочая станция в Парке Горького.


Следующий этап - возникновение антикафе и тайм-кафе, как результат моды на стартапы и образ вольного художника в молодежной среде, формирование многочисленных творческих лабораторий и комьюнити на базе коворкингов. Примечательно, то антикафе – чисто российское ноухау, ставшее символом свободы от офисной рутины и работы строго по часам. Удобный принцип «платишь за время, а не за еду» обеспечивает антикафе стабильный успех в молодежной среде. Наиболее яркие проекты столицы: Гнездо, сеть Time Club, Зеленая дверь,CheckPoint, CleverClub.

Накопление творческого и финансового потенциала, формирование активной прослойки бизнесменов, имеющих свободный график, много путешествующих, часто встречающихся вне офиса, создали условия для появления клубного офисного проекта Cabinet Lounge в 2011 году, созданного по принципу лондонского клуба джентльменов с высоким ценником и закрытым членством.

А в 2012 году в Москве стартовала городская программа «Коворкинг 2.0», которая была нацелена как на открытие новых рабочих мест и получение налогов, так и на укрепление предпринимательского духа в среде малого бизнеса. На сегодняшний момент рабочие пространства в рамках программы открыты в ВАО, САО и ТАО Москвы и в плане открытие во всех округах столицы.

Экономический кризис внес существенные коррективы в развитие коворкингов – многие бюджетные заведения закрылись, другие пошли по пути специализации. Бизнес-пространство Meeting Point, открывшееся в 2014 года, задало новый тренд в развитии отрасли – коворкинг-центр или клубный этаж как часть инфраструктуры бизнес-центра класса А. Ключевыми предпосылками для развития этого формата является падение спроса на аренду в бизнес-центрах класса А, а также необходимость сокращения расходов на аренду офиса у бизнеса.

На каждом этапе развития коворкингов в России изменение формата и набора опций являлось ответом на запрос целевой аудитории: сегодня малому бизнесу нужны высокоэффективные площадки представительского уровня, которые можно арендовать по разумным ценам только тогда, когда это необходимо и не переплачивать за аренду стационарного офиса.

Сегодня налицо разделение коворкингов по профилю и формирование сегмента воркспейсов: Библиотека дизайна (для дизайнеров, архитекторов и декораторов), Covi Club (дизайн), DI Telegraph (специалисты IT), Worlplace Tattoo (искусство татуировки), Академия (для преподавателей и лекторов) – это рабочие кластеры, предоставляющие в аренду не только рабочее пространство с зоной отдыха, но и дорогостоящее оборудование, востребованное только специалистами узкого профиля.

Специальная статистика количества коворкинг-пространств на данный момент не ведется и по данным из открытых источников в России насчитывается около 100 коворкинг-пространств и более 300 антикафе. Данные форматы существуют практически в каждом крупном городе страны и являются точками притяжения для активной прослойки молодежи, стремящеся к организации собственного бизнеса.

Следующая ступень в эволюции коворкингов, по мнению Александра Фузеева, создателя и идеолога StartHub, является формирование новой формы сочетания жилых и рабочих пространств – ко-ливингов для людей со схожими взглядами или жизненными ценностями. Примером такого пространства является проект команды дизайн-завода Флакон Творческое комьюнити «Деревня», который сочетает аренду домов и пространств для работы и проживания, совместное (долевое) владение, а также выкуп домов в собственность.


20 Октября 2015 20:09
Автор: Татьяна Шараева, управляющий партнер Meeting Point
Источник: Meeting Point

Читайте также:





Архив новостей