Развитие Арктики требует мониторинга вечной мерзлоты

Освоение Арктики Освоение Арктики

Мэр Норильска Олег Курилов считает абсолютно необходимым включить в программу освоения Арктики отдельную подпрограмму по мониторингу вечной мерзлоты и методам сохранения устойчивости грунта под зданиями и сооружениями. «Нужны исследования и выкладка их результатов в открытом доступе, чтобы любой инвестор мог спланировать, можно ли, например, в этом месте строить горно-перерабатывающий завод или нет, как через 50 лет будет себя вести вечная мерзлота, если стоит, то во что это обойдется, говорит глава Норильска». Об этом глава города заявил в ходе круглого стола "Будущее российской Арктики: вопросы стратегического управления и планирования", состоявшегося в рамках XIV Форума "Стратегическое планирование в регионах и городах России" в Санкт-Петербурге 20 октября 2015 года.

Стратегия освоения Арктики на сегодня прописана в госпрограмме "Социально-экономическое развитие арктической зоны России на период до 2020 года". Госпрограмма была утверждена в апреле 2014 г., но уже сейчас, по мнению главы Норильска Олега Курилова, должна быть скорректирована.

Об отсутствии скоординированного стратегического планирования при освоении Арктики говорили многие участники круглого стола. Представитель Якутии привел такие факты: в РФ не выпускаются самолеты, пригодные для эксплуатации в Арктике, через пять лет летать будет не на чем. А стоимость электроэнергии с дизельных электростанций, обслуживающих отдаленные якутские поселки, составляет до 200 руб. за киловатт.

Директор Института экономики, управления и природопользования Сибирского федерального университета Евгения Бухарова одной из проблем назвала невозможность регионов осуществлять стратегическое развитие своих особых территорий в условиях строго вертикальной системы бюджетного финансирования. И государства, и компании, осваивающие природные ресурсы в Арктики, не предусматривают развитие территорий, ущерб от добычи никак не восполняется, на территориях средств практически не остается, говорит Бухарова.

Александр Ольшевский, руководитель Федерального государственного казенного учреждения "Администрация Северного морского пути", напомнил о недопустимости легкомысленного отношения к проблемам арктического судоходства. Сейчас, рассказал он, обсуждаются планы круглогодичной эксплуатации Северного морского пути (СМП), чуть ли не строительства контейнерных терминалов в Мурманске и Петропавлоске-Камчатском. "Пока опыта круглогодичного плавания по СМП у нас нет, и мы не знаем, во что это может обойтись. Прежде чем развивать хабы, надо выполнить комплекс исследовательских работ, чтобы понять, рентабельны ли такие перевозки", - предостерег Ольшевский.

Отдельный разговор на круглом столе шел о сочетании вахтового метода освоения Севера с развитием поселков с постоянным проживанием. Олег Курилов считает необходимым максимально опираться на 80-летний опыт Норильска. Город, говорит Курилов, надо использовать как базовую площадку для проживания геологов и работников, осваивающих более северные и отдаленные территории. Здесь, убежден мэр, могут базироваться спасательные отряды, без которых освоение Арктики невозможно.


«Пока все богатство Арктики недоступно вследствие неразвитости арктической инфраструктуры, отдельные проекты здесь мало помогут - нужно комплексное планирование - от стратегии развития страны в целом до стратегии согласования интересов федерального правительства, регионов и муниципалитетов», - убежден Олег Курилов.


22 Октября 2015 16:35
Источник: 1RRE.ru

Читайте также:





Архив новостей