Настрой на позитив: пять актуальных тенденций на рынке офисной недвижимости

ДК «Симоновский» ДК «Симоновский»

Нынешний кризис в очередной раз скорректировал рынок офисной недвижимости Москвы. Изменилось многое: ставки аренды пересчитали в рублях, арендаторы начали миграцию в поисках оптимальных офисов, реализация некоторых проектов приостановлена, а вакантность площадей в бизнес-центрах выросла. Но и в этот непростой период у качественных проектов есть возможности для роста. Аналитики управляющей компании City&Malls PFM, развивающей проект Делового квартала «Симоновский», выделили ряд тенденций рынка офисной недвижимости столицы, которые демонстрируют развитие в данном сегменте.

1. Оптимизация бюджетов = новые арендаторы

В условиях кризиса компании более тщательно планируют расходы. Многие сейчас не готовы переплачивать за ненужные опции и стремятся подобрать новые либо альтернативные помещения для размещения офисов, где без потери комфорта и статуса можно разместиться на более привлекательных условиях. Речь идет не обязательно о снижении арендной платы, но получении за те же деньги помещений большей площади, или дополнительных бонусов в виде, например, бесплатных парковочных мест для сотрудников. Это обычный процесс, наблюдающийся и в более благоприятные времена, но в ситуации, когда экономика подвержена негативному влиянию, он проявляется ярче обычного, поскольку число компаний, ищущих способы оптимизировать затраты, возрастает.

2. Смена локации = возможности для бизнес-центров у ТТК

Вторая тенденция также отчетливо проявилась именно в кризис, хотя, по сути, децентрализация офисной недвижимости началась несколькими годами ранее. В этом процессе сыграли роль и расширение границ Москвы, и редевелопмент промзон, и транспортные особенности столицы. Все эти факторы привели к тому, что компании меняют локацию, переезжая из офисов, находящихся ближе к центру. В качестве иллюстрации этого тренда, можно привести пример переезда компаний CompuTel и Expert Solutions из офисных зданий в центре Москвы в Деловой квартал «Симоновский», реализующийся в районе м.Автозаводская.

Примером, подтверждающим общий тренд, может также служить и строительство делового центра на Коммунарке. Планируется, что здесь будут находиться префектура ТиНАО и некоторые ведомства, откроется МФЦ. Помимо госорганов, на 3 млн кв. м планируют разместить офисы компания «Фармстандарт», образовательный кластер на базе Национального исследовательского технологического университета МИСиС и многие другие компании.

3. Рост компаний = расширение офисов

Впрочем, далеко не для всех компаний кризис стал временем трудностей. Напротив, есть сегменты, в которых отмечается рост, что отражается и на потребностях в дополнительном персонале и офисных помещениях. Прежде всего, это российские компании и представительства иностранных компаний, работающих в IT–секторе. Так, например, растущей компании Crazy Panda – одному из ведущих разработчиков мобильных и социальных игр в России, новый офис потребовался в начале 2015 года. Логичным продолжением стал в переезд в новый корпус бизнес-центра «Омега-2», расположенного в ДК «Симоновский».

4. Выигрывают проекты с инфраструктурой

Все чаще, выбирая новую локацию, арендаторы предпочитают не отдельно стоящее здание, а комплексные проекты, дающие больше возможностей для развития бизнеса и обеспечения комфорта для сотрудников. При грамотном подходе к подбору арендаторов, дополняющих друг друга, оказывающих услуги в смежных сферах, пул арендаторов может стать дополнительным преимуществом проекта. Так, крупная компания может отдать часть функций на аутсорсинг, а вокруг нее, в свою очередь, сформируется целая группа работающих в секторе b2b фирм. Развитая инфраструктура позволяет решать многие задачи комплексно и быстрее, поскольку нет необходимости тратить время на перемещение сотрудников и документов по городу, а, например, проводить встречи и переговоры, не выезжая за пределы делового квартала. Для сотрудников наличие инфраструктуры означает возможность пообедать, недалеко от офиса, сделать покупки, оплатить счета в банке или посвятить обеденное время уходу за собой.

Так, на юго-западе Москвы вокруг головного офиса «Газпрома» сформировался уже целый деловой район. Большинство арендаторов либо сотрудничают с газовым гигантом, либо аффилированы с ним.

5. Введение платной парковки в центре Москвы увеличивает значимость наличия паркинга для арендатора

С введением платной парковки в столице в пределах ТТК наличие собственного паркинга стало приобретать большую значимость. Всё больше компаний при заключении договоров хотят иметь гарантию того, что автомобили руководства и обычных сотрудников будут с комфортом размещены без риска получения штрафов. В таких проектах как ДК «Симоновский», где на территорию приходится 2000 м/м, это хорошая дополнительная возможность подчеркнуть свои преимущества. Кроме того, для бизнес-центров, расположенных за пределами ТТК, такой тренд также даёт дополнительный шанс привлечь арендатора.

Резюмируя, можно отметить, что любые процессы, как позитивные, так и негативные, но не стагнация, подстегивает развитие рынка или трансформирует его, заставляя компании либо оптимизировать бюджеты и арендуемые площади, либо, используя текущую конъюнктуру, обеспечивать себя более высокими по уровню и качеству площадями.


20 Июля 2015 14:51
Источник: City&Malls PFM

Читайте также:





Архив новостей