Итоги проверки финансово-хозяйственной деятельности ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» и ФКУ Упрдор «Кавказ»

Росавтодор Росавтодор

В Москве состоялось заседание коллегии Счетной палаты по итогам проверки бюджетной отчетности и исполнения федерального бюджета за 2013 – 2014 гг. и 4 месяца 2015 г. подведомственных Росавтодору учреждений - ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» и ФКУ Упрдор «Кавказ». Федеральное дорожное агентство представляет ключевые выводы и разъяснения по итогам проверки.

Основными вопросами обсуждения на коллегии стали планирование программ дорожных работ и их финансирования с учетом положений постановления Правительства РФ от 23.08.2007 г. № 539 о нормативах денежных затрат на содержание и ремонт федеральных дорог и правилах их расчета; особенности оплаты подрядчикам досрочно выполненных работ по госконтрактам; причины формирования на балансах ФКУ дебиторской задолженности и объемов незавершенного строительства, а также динамика их снижения.

В отношении применения норм постановления №539 (планирование и расчет финансирования дорожных работ) Росавтодор в 2014г. и 2015г. до ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» довел ассигнования, не достигающие установленного усредненного расчетного норматива на 402 млн рублей и 422 млн рублей соответственно. При этом финансирование работ по содержанию ФКУ Упрдор «Кавказ» в аналогичном периоде, наоборот, превысило усредненный расчетный норматив на 129 млн рублей и 446 млн рублей соответственно. Федеральное дорожное агентство в ходе коллегии пояснило, что нормы постановления №539 применимы только в случае, если во всех субъектах состояние дорожной сети примерно одинаковое, что в действительности не соответствует реальному положению дел. Поэтому определение размеров финансирования каждому подведомственному управлению дорог (ФКУ) происходит на основании фактических потребностей – в зависимости от особенностей текущего состояния федеральной автодорожной сети в субъекте. Фактическая потребность, в свою очередь, формируется на основании технических норм и правил, установленных постановлениями Правительства РФ, приказами Минтранса России и др.

Например, для приведения к началу 2019 года 85% дорог в нормативное состояние ФКУ «Кавказ» требуется произвести значительно больший объем работ, чем ФКУ «Волго-Вятскуправтодор». По состоянию на конец 2013 года показатель соответствия нормативным требованиям по федеральным дорогам ФКУ Упрдор «Кавказ» составлял 17%, а на конец 2014 года – 24%, тогда как по ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» на конец 2013 года нормативу соответствовали 59% федеральных дорог, а на конец 2014 года – 75%. Соответственно, это находит отражение в программе дорожных работ и объемах доводимых до ФКУ лимитов бюджетных обязательств.

В связи с тем, что существующая методология формирования бюджета дает лишь усредненную норму, одинаковую для разных ситуаций, Федеральное дорожное агентство совместно с Минтрансом России в настоящее время совершенствуют ее в привязке к реальному состоянию федеральной дорожной сети в разных субъектах и местным особенностям ее содержания.

Отдельное внимание в ходе коллегии стороны уделили вопросам, связанным с оплатой подрядчикам досрочно выполненных работ по госконтрактам. Так, по мнению Счетной палаты, досрочно выполненные работы «не должны оплачиваться с учетом индексов-дефляторов». Например, строго в соответствии с ценой госконтракта оплачивались досрочно выполненные работы по контрактам ФКУ «Волго-Вятскуправтодор». Принимая во внимание данный экономический аспект, Федеральное дорожное агентство в ходе коллегии подчеркнуло, что согласно ст.34 ч.2 закона № 44-ФЗ цена госконтракта является твердой и не может быть изменена госзаказчиком в одностороннем порядке, а гражданское законодательство обязывает госзаказчика приступить к приему фактически выполненных и предъявленных к оплате работ. Для решения вопроса изменения твердой договорной цены в зависимости от сроков реализации работ, по мнению Росавтодора, требуется вмешательство регулирующих органов в части изменения законодательства о закупках, а также подзаконных актов методологической направленности, что позволило бы формировать экономику поведения «твердой договорной цены» во времени.

Помимо этого, рассмотрены причины формирования на балансах ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» и ФКУ Упрдор «Кавказ» дебиторской задолженности и объемов незавершенного строительства. В ходе коллегии Росавтодор обозначил отсутствие просроченной дебиторской заложенности по обоим ФКУ, а также положительную динамику ее снижения. В частности, текущая дебиторская задолженность ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» составляет 1 389 млн рублей, из них 664 млн рублей сформировались более года назад. Федеральное дорожное агентство разъясняет, что задолженность в размере 664 млн рублей сложилась по двум долгосрочным госконтрактам на реконструкцию федеральных автодорог, однако с вводом в эксплуатацию в октябре текущего года транспортной развязки на км 115 Р-175 Йошкар-Ола – Зеленодольск – до магистрали «Волга» уменьшится на 82 млн рублей, и еще на 536 млн рублей – с вводом в эксплуатацию в 2016 году реконструированного участка М-7 «Волга» (км 941 – км 957).

Одновременно по итогам проверки деятельности ФКУ Упрдор «Кавказ» текущая дебиторская задолженность этого управления автодорог составила 1 469 млн рублей. Однако указанная задолженность погашается согласно заключенным госконтрактам в процентном соотношении к выполненным работам за определенный период времени. Например, по состоянию на 01.08.2015г. уже погашен 1 млрд рублей (52%). Таким образом, в обоих случаях Федеральное дорожное агентство акцентирует внимание на отсутствии просроченной дебиторской задолженности, а также на этапности выполнения работ по госконтрактам.

Отдельное внимание Росавтодор уделил теме незавершенного строительства: в ведомстве ожидают, что сокращение расходов на строительство в 2015 году и среднесрочной перспективе повлечет за собой перенос сроков ввода объектов в эксплуатацию на более поздние периоды, в связи с чем снизится как динамика списания «незавершенки», так и динамика ее прироста. В частности, на балансах вышеуказанных ФКУ сейчас находятся в общей сложности 15 объектов незавершенного строительства стоимостью 60,4 млрд. рублей. Однако, наличие подобной «незавершенки» обусловлено, в первую очередь, ростом объемов фактически выполненных работ по долгосрочным контрактам (длительные и капиталоемкие проекты), которая списывается в полном объеме не по факту завершения отдельных видов работ, а по факту ввода готовых объектов в эксплуатацию и их соответствующей государственной регистрации. 


Читайте также:





Архив новостей