Самые важные научные открытия уходящего года по версии журнала Science

Большой адронный коллайдер Большой адронный коллайдер

Журнал Science подвел итоги уходящего года, представив десятку самых важных научных достижений 2012 года.

Первое место в этом списке заняло открытие бозона Хиггса. Существование этой частицы было предсказано еще 40 лет назад. Только сооружение 27-километрового Большого адронного коллайдера позволило доказать эту теорию на практике.

Второе место заняла расшифровка генома денисовцев –  вида древних людей, которые жили в  Южной Сибири и Средней Азии почти 50 тыс. лет назад. Оказалось, что следы этих людей остались в генах жителей некоторых островов Юго-Восточной Азии.

Прорывом года эксперты назвали и создание вещества  TALEN. Это белок, который может разрезать молекулу ДНК в требуемых местах, а потом собирать ее по нужной модели. Такой белок позволяет создавать генетически модифицированные организмы. Большое значение для науки имеет завершение проекта ENCODE («Энциклопедии элементов ДНК»), получение рентгеноструктурного снимка молекулы белка при помощи лазера, создание яйцеклетки из эмбриональных стволовых клеток.

Редакция журнала отметила результаты эксперимента с нейтринными детекторами Дайя-бэй, которые объясняют, почему во Вселенной главенствует материя, а не антиматерия.

В этом году впервые были получены майорановские частицы, которые предсказал в 1937 году физик Этторе Майоран. Особенность их в том, что они могут быть и  частицами, и античастицами. В будущем их думают применять при создании квантовых компьютеров.

Важным событием стала и высадка на Марс ровера Curiosity. В НАСА для этого разработали  уникальную технологию «небесного крана».

Попала в рейтинг и разработка инженеров из Пенсильвании, которые создали управляемую сигналами из мозга механическую руку.  Хирурги вживили электроды в мозг 53-летней женщины и подключили их к протезу руки. Рука подчинялась командам мозга, брала предметы и выполняла  сложные задания.

По материалам Дни РУ.