Как адаптировать детей мигрантов в российской школе

Фото: ShutterStock

Президент России Владимир Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям дал указание работникам Министерства просвещения разработать программу социальной и культурной адаптации детей мигрантов в российской школе.

Какие проблемы вызывает обучение детей мигрантов в школе

В России трудятся миллионы мигрантов из стран бывшего СССР. Они приезжают целыми семьями, с большим количеством детей. В крупных российских городах сложилась такая ситуация, что школы заполнены детьми мигрантов, не приспособленных к обучению.

Возникает целый ряд проблем, которые следует решить в ближайшее время:

  • дети мигрантов не знают русского языка, что создает барьер между ними и учителями, и влияет на процесс обучения;
  • в школах нет возможности отдельно обучать детей мигрантов, уделяя основное внимание русскому языку;
  • дети не знают русской культуры, правил поведения, традиций, что создает почву для конфликтов с другими учащимися;
  • отсутствует контакт с национальными диаспорами для создания программы сближения приезжих детей и россиян.

Как показывает опыт многих зарубежных стран, переполненность школьных классов детьми мигрантов приводит к тому, что коренные жители страны забирают своих детей из таких школ. Образуются школы по национальному признаку, что совершенно неприемлемо для многонациональных стран.

Какие способы социальной адаптации детей мигрантов предлагают специалисты

По мнению президента России, «готовых рецептов решения этой проблемы нет». Нужно разрабатывать собственные программы психологического и педагогического сопровождения детей мигрантов. Кроме этого, следует ограничить их численность в каждом классе.

Вопросы адаптации детей из семей трудовых мигрантов активно обсуждаются в среде педагогов и психологов. Ставится задача реально оценить образовательные потребности детей и способы решения наболевших проблем.

Специалисты предлагают:

  • в школах, где учатся дети мигрантов, организовать дополнительные курсы русского языка и русской культуры;
  • наладить тесные связи с национальными общинами;
  • вовлекать детей мигрантов в общественную жизнь школы;
  • разработать программы дополнительного образования;
  • на базе школьных библиотек и культурных центров организовать систему мероприятий по погружению детей в российскую культуру, законы, традиции;
  • не отказываться от идеи этношкол, в которых дети углубленно могут изучать русский язык;
  • привлечь к решению межнациональных проблем религиозные организации и национальные культурные центры;
  • обеспечить возможность постоянных консультаций с психологами не только детей, но и их родителей.

По данным статистики, более 15% семей трудовых мигрантов вообще не водят своих детей в школу, а 42% изучают русский язык самостоятельно.


close
Наши информационные каналы
close
Зарегистрировавшись, вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и соглашаетесь с тем, что информационно-аналитический портал 1RRE может иногда связываться с вами о событиях, анализах, новостях, предложениях и т. д. по электронной почте. Рассылки и письма от 1RRE можно найти по маркетингу партнеров.