Пресс-секретарь первого президента РФ Бориса Ельцина Дмитрий Якушкин рассказал, зачем политикам нужно извиняться, и напомнил, как это правильно делается. По его мнению, они совсем разучились это делать. Якушкин отметил, что для по-настоящему сильного политика очень важно уметь правильно просить прощения и выходить за рамки существующего протокола.
Якушкин рассказал, что бум политических извинений наступил в 80-90-е годы . Это связано с окончанием холодной войны. Когда существовало противостояние запада и востока, любая из сторон боялась приносить извинения за что-то, так как опасалась, что противник этим воспользуется. Но когда борьба идеологий была окончена, свобода извиняться у политиков так и не появилась.

Немецкий канцлер Вилли Брандт посетил столицу тогда ещё коммунистической Польши. Его целью было извинение за убийство нацистами евреев в варшавском гетто в 1943 году. Тогда погибли 13 тысяч человек и ещё 56 тысяч увезли в концлагеря в результате восстания.
Канцлер, согласно протоколу, возложил к памятнику венок. В своих мемуарах он потом писал, что он прочувствовал весь ужас, который исходил от этого места.
Брандт пошел дальше: он абсолютно неожиданно для всех встал на колени перед памятником и просто молча простоял в таком положении несколько минут.
По словам Якушкина, это невероятно сильный политический жест. Для канцлера это был один из первых визитов в страны Восточной Европы, и это стало началом такой требуемой разрядки. Якушкин отмечает, что это характеризует Брандта, как очень сильную и волевую личность.

С окончания войны прошло уже много лет, но для Франции проблема коллаборационизма до сих пор остается актуальной. Перед многими президентами Франции с момента окончания Второй мировой войны стоял вопрос, извиняться за коллаборационизм или нет. Его поставил себе и президент Франции Франсуа Миттеран. Но открытое заявление он так и не сделал по непонятным причинам.
Но зато это сделал Жак Ширак в 1995 году. По его словам, во время войны случилось непоправимое. Им публично была признана ответственность Франции за депортацию огромного количества евреев из страны. Он принес извинения перед всем еврейским народом. И несмотря на то, что в стране в то время активизировались антисемитские движения, своим заявлением и извинениями Жак Ширак мгновенно их подавил.

Одним из самых ярких извинений со стороны политиков в XX веке можно назвать извинения Папы Римского Иоанна Павла II, который возглавлял католическую церковь с 1978 по 2005 годы.
Вообще за всё своё правление Иоан Павел II извинялся около 100 раз, и его можно назвать настоящим рекордсменом.
Он просил прощение и за ошибки инквизиции, и извинялся перед Галилео Галилеем, просил прощения за то, что ущемляли права женщин, и за то, что христианская церковь не пришла на помощь евреям в период холокоста.
Несмотря на то, что Папа Римский являлся главой католической церкви и Ватикана, его извинения вызвали бурю недовольства в самом Ватикане. Но его авторитет был настолько мощным, что он мог позволить себе действовать вопреки мнению остальных представителей духовенства.
По мнению Якушкина, когда политик задается вопросом, извиняться ему за что-либо или нет, то сначала нужно спросить у самого себя:
Чтобы не извиняться, политики придумывают кучу уловок и отмазок. Среди самых распространенных оправданий:
Политические извинения способствуют гуманизации общества. Население таким образом объединяется. Люди, сплоченные какой-то идеей, могут активнее сопереживать и сочувствовать — так проявляется эмпатия у целого общества. Якушкин заявил, что именно объединяющих слов с высокой трибуны очень не хватает российскому обществу.