Вернуть невозвратное: юристы напомнили, в каких случаях можно вернуть в магазин невозвратный товар

Фото: ShutterStock

Граждане Российской Федерации знают о том, что по закону у покупателя есть 14 дней, чтобы обменять или вернуть товар в магазин. Правда, это можно сделать исключительно в том случае, если с товаром все в порядке, но конкретному покупателю он не подошел по цвету, форме, размерам, комплектации или фасону (ст. 25 закона о защите прав потребителей). При этом многие помнят и о том, что некоторые покупки нельзя просто так вернуть в магазин. Какие товары не подлежат обмену и в каких случаях их все-таки можно сдать в магазин, рассказали юристы.

То, что обмену не подлежит: список товаров

Список товаров, которые нельзя обменять, утвержден постановлением правительства от 31.12.2020 года № 2463.

То, что обмену не подлежит - список товаров

В действующем перечне 14 групп:

  1. Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, медицинские изделия, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми), лекарственные препараты.
  2. Предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары).
  3. Парфюмерно-косметические товары.
  4. Текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей — ленты, тесьма, кружево и др.), кабельная продукция (провода, шнуры, кабели), строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и др.) и другие товары, цена которых определяется за единицу длины.
  5. Швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные).
  6. Изделия и материалы, полностью или частично изготовленные из полимерных материалов и контактирующие с пищевыми продуктами (посуда и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов, в том числе для разового использования).
  7. Товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты.
  8. Мебельные гарнитуры бытового назначения.
  9. Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, ограненные драгоценные камни.
  10. Автомобили и мотовелотовары, прицепы к ним, номерные агрегаты (двигатель, блок цилиндров двигателя, шасси (рама), кузов (кабина) автотранспортного средства или самоходной машины, а также коробка передач и мост самоходной машины) к автомобилям и мотовелотоварам, мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ, прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения.
  11. Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки не менее одного года.
  12. Гражданское оружие, основные части гражданского огнестрельного оружия, патроны к гражданскому оружию, а также инициирующие и воспламеняющие вещества и материалы для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию.
  13. Животные и растения.
  14. Непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации).

В каких случаях можно вернуть в магазин невозвратный товар в РФ в 2022 году

Как видно из названия перечня (Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену), товары, которые в нем перечислены, нельзя обменять, если они качественные. Исключение из правила — покупки, которые не отвечают стандартам качества, имеют брак.

Например, постельное белье можно обменять, если после стирки в машинке наволочки потеряли цвет, а на ярлыке не было предупреждения о ручной стирке, или от контакта с таким бельем началась аллергическая реакция. В такой ситуации покупатель вправе обратиться к продавцу с заявлением об обмене товара, а при невозможности обмена — о расторжении договора купли-продажи и возврате денег за товар.

Обменять или возвратить постельные принадлежности не получится, если:

  • не понравился цвет;
  • ошиблись с размером;
  • на ткани неприятно спать и т. д.

Как пояснила журналистам юрист Ангелина Малышева, например, для возврата лекарств есть пять конкретных причин:

  • упаковка медикамента или сам препарат повреждены;
  • у лекарства истек срок годности;
  • упаковка препарата повреждена;
  • лекарство поддельное;
  • препарат бракованный.

«Нельзя голословно называть лекарство подделкой, если оно, например, не помогло. Чтобы обращаться с претензией к продавцу, нужно подтверждение — заключение эксперта. А проверить, является ли препарат бракованным, недоброкачественным или изъятым из оборота, можно на сайте Росздравнадзора», — прокомментировала эксперт.

Можно ли обменять невозвратный товар, приобретенный через интернет

Юристы говорят, что нет, если товар надлежащего качества. Ст. 26.1 закона о защите прав потребителей действительно дает преимущества людям, которые покупают дистанционно — они могут вернуть любой товар, не объясняя причин, в течение семи дней со дня получения товара. Однако суды разъяснили, что обменять или вернуть товар надлежащего качества из списка невозвратных нельзя в любом случае. Право на обмен зависит не от способа покупки товара, а от его категории.


13.12.20250

Сергей Швецов, возглавляющий наблюдательный совет Мосбиржи, утверждает, что основным фактором, способствующим укреплению рубля, является невозможность российских инвесторов вкладывать средства за...

close
Наши информационные каналы
close
Зарегистрировавшись, вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и соглашаетесь с тем, что информационно-аналитический портал 1RRE может иногда связываться с вами о событиях, анализах, новостях, предложениях и т. д. по электронной почте. Рассылки и письма от 1RRE можно найти по маркетингу партнеров.