Вернуть невозвратное: юристы напомнили, в каких случаях можно вернуть в магазин невозвратный товар

Фото: ShutterStock

Граждане Российской Федерации знают о том, что по закону у покупателя есть 14 дней, чтобы обменять или вернуть товар в магазин. Правда, это можно сделать исключительно в том случае, если с товаром все в порядке, но конкретному покупателю он не подошел по цвету, форме, размерам, комплектации или фасону (ст. 25 закона о защите прав потребителей). При этом многие помнят и о том, что некоторые покупки нельзя просто так вернуть в магазин. Какие товары не подлежат обмену и в каких случаях их все-таки можно сдать в магазин, рассказали юристы.

То, что обмену не подлежит: список товаров

Список товаров, которые нельзя обменять, утвержден постановлением правительства от 31.12.2020 года № 2463.

То, что обмену не подлежит - список товаров

В действующем перечне 14 групп:

  1. Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, медицинские изделия, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми), лекарственные препараты.
  2. Предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары).
  3. Парфюмерно-косметические товары.
  4. Текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей — ленты, тесьма, кружево и др.), кабельная продукция (провода, шнуры, кабели), строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и др.) и другие товары, цена которых определяется за единицу длины.
  5. Швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные).
  6. Изделия и материалы, полностью или частично изготовленные из полимерных материалов и контактирующие с пищевыми продуктами (посуда и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов, в том числе для разового использования).
  7. Товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты.
  8. Мебельные гарнитуры бытового назначения.
  9. Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, ограненные драгоценные камни.
  10. Автомобили и мотовелотовары, прицепы к ним, номерные агрегаты (двигатель, блок цилиндров двигателя, шасси (рама), кузов (кабина) автотранспортного средства или самоходной машины, а также коробка передач и мост самоходной машины) к автомобилям и мотовелотоварам, мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ, прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения.
  11. Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки не менее одного года.
  12. Гражданское оружие, основные части гражданского огнестрельного оружия, патроны к гражданскому оружию, а также инициирующие и воспламеняющие вещества и материалы для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию.
  13. Животные и растения.
  14. Непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации).

В каких случаях можно вернуть в магазин невозвратный товар в РФ в 2022 году

Как видно из названия перечня (Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену), товары, которые в нем перечислены, нельзя обменять, если они качественные. Исключение из правила — покупки, которые не отвечают стандартам качества, имеют брак.

Например, постельное белье можно обменять, если после стирки в машинке наволочки потеряли цвет, а на ярлыке не было предупреждения о ручной стирке, или от контакта с таким бельем началась аллергическая реакция. В такой ситуации покупатель вправе обратиться к продавцу с заявлением об обмене товара, а при невозможности обмена — о расторжении договора купли-продажи и возврате денег за товар.

Обменять или возвратить постельные принадлежности не получится, если:

  • не понравился цвет;
  • ошиблись с размером;
  • на ткани неприятно спать и т. д.

Как пояснила журналистам юрист Ангелина Малышева, например, для возврата лекарств есть пять конкретных причин:

  • упаковка медикамента или сам препарат повреждены;
  • у лекарства истек срок годности;
  • упаковка препарата повреждена;
  • лекарство поддельное;
  • препарат бракованный.

«Нельзя голословно называть лекарство подделкой, если оно, например, не помогло. Чтобы обращаться с претензией к продавцу, нужно подтверждение — заключение эксперта. А проверить, является ли препарат бракованным, недоброкачественным или изъятым из оборота, можно на сайте Росздравнадзора», — прокомментировала эксперт.

Можно ли обменять невозвратный товар, приобретенный через интернет

Юристы говорят, что нет, если товар надлежащего качества. Ст. 26.1 закона о защите прав потребителей действительно дает преимущества людям, которые покупают дистанционно — они могут вернуть любой товар, не объясняя причин, в течение семи дней со дня получения товара. Однако суды разъяснили, что обменять или вернуть товар надлежащего качества из списка невозвратных нельзя в любом случае. Право на обмен зависит не от способа покупки товара, а от его категории.


close
Наши информационные каналы
close
Зарегистрировавшись, вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и соглашаетесь с тем, что информационно-аналитический портал 1RRE может иногда связываться с вами о событиях, анализах, новостях, предложениях и т. д. по электронной почте. Рассылки и письма от 1RRE можно найти по маркетингу партнеров.