Каким днем для истории было 6 мая: хроника прошлого России и других стран

Фото: ShutterStock

6 мая 2025 года станет днем, когда на историческом календаре отметятся несколько значимых событий, сыгравших ключевую роль в развитии мировых процессов. В этот день, в России царской эпохи, были утверждены документы, которые стали основой для формирования будущего Уголовного Кодекса и Конституции. Также 6 мая празднуется день рождения знаменитой российской пилотажной группы «Стрижи». К тому же, это тот же день, когда был открыт знаменитый тоннель под Ла-Маншем, соединивший Францию с Великобританией — важное событие, которое изменило транспортные связи между двумя странами.

Принятие в России Артикула воинского 6 мая 1715 года

6 мая 1715 года Россия сделала важный шаг в развитии своего законодательства: по указу императора Петра I был издан первый в истории страны «Артикул воинский». Этот документ стал основой для систематизации уголовно-правовых норм и, по сути, стал прообразом современного Уголовного кодекса.

«Артикул воинский» включал 24 главы и 209 статей, многие из которых были посвящены материальному праву. В нем были изложены основные принципы уголовной ответственности, а также четко определены такие ключевые понятия, как преступление, вина, смягчающие и отягчающие обстоятельства, а также необходимая оборона.

Петр I значительно изменил подход к уголовному праву, внедрив классификацию преступлений по степени их тяжести. Преступления начали делиться на умышленные, неосторожные и случайные. Также был введен новый термин — «крайняя необходимость», который, например, оправдывал кражу из-за голода. В документе подробно разъяснялось, что наказание может быть назначено только за умышленное преступление, особенно если оно направлено против государства.

Под руководством Петра I преступления разделялись на различные категории: религиозные, государственные, должностные, имущественные, воинские, а также преступления против личности и нравственности. Особое внимание уделялось преступлениям против царя — за них было предусмотрено смертное наказание.

«Артикул воинский» также ввел различные виды наказаний, включая каторгу, телесные наказания, конфискацию имущества и смертную казнь. Однако законодательство того времени оставляло некоторые недоработки: существовала явная дискриминация по сословному признаку. Так, за одно и то же преступление представители разных слоев общества могли быть наказаны совершенно по-разному.

Тем не менее, этот исторический документ стал важной вехой в развитии российского уголовного права, заложив основы для дальнейших реформ в правовой системе страны.

Николаем II утвердил Основные государственные законы России 6 мая

6 мая 1906 года стало важной вехой в истории России — в этот день была принята первая Конституция страны, получившая название Основной Уставной Хартии Российской империи. Этот документ стал важным шагом на пути к созданию правовых основ для разделения властей, установив принципы взаимодействия между монархом и парламентом. Конституция вводила важные новшества в структуру власти: монарх по-прежнему сохранял верховенство в исполнительной власти, но законодательные функции теперь разделялись с Государственной Думой.

Принятие Конституции было реакцией на события 1905 года, когда революционные волнения и требования реформ в обществе вынудили власть пойти на компромисс. Новый правовой документ ознаменовал создание Государственной Думы, органа, призванного представлять интересы граждан и стать важной частью парламентаризма в России. Законопроекты, предложенные Думой, теперь должны были пройти утверждение в Государственном Совете, прежде чем получить одобрение монарха.

Хотя монарх утратил свою абсолютную законодательную власть и возможность единолично контролировать государственный бюджет, он сохранял контроль над армией, внешней политикой, судебной системой и рядом других ключевых функций. Устав также закреплял нормы о государственном устройстве и официальном языке.

Тем не менее, данная Конституция просуществовала недолго: с приходом большевиков к власти в 1917 году она была отменена, а монархия в России была свергнута. Несмотря на свою недолгую жизнь, Основная Уставная Хартия оставила значительный след в истории российского законодательства, став символом первых шагов к ограничению абсолютной власти монарха и переходу к парламентской системе.

История авиационной группы «Стрижи» началась 6 мая 1991 года

Авиационная группа «Стрижи» — это не просто коллекция высококлассных летчиков, но и символ воздушного мастерства и гордости России. Эти пилоты, как настоящие птицы высокого полета, на протяжении многих лет поражают зрителей на самых престижных авиационных выставках и ависалонах мира. Они не просто показывают великолепие российской техники, но и продемонстрируют всему миру талант отечественных пилотов.

Официальная дата основания группы «Стрижи» — 6 мая 1991 года, но история их успеха и мастерства начинается намного раньше. Еще в 1950 году был сформирован 234-й истребительный авиационный полк, который и стал предшественником этой знаменитой авиагруппы. Уже в 1952 году пилоты этого полка продемонстрировали впервые в СССР встречный пилотаж группой реактивных истребителей. Это было не просто новшество для того времени, но и начало долгой истории великих достижений.

Со временем летчики этого полка стали участвовать в военных парадах, показывая свое мастерство не только в полетах, но и в сопровождении высокопрофильных гостей, в том числе первых лиц страны и иностранных делегаций. Мастера пилотажа стали настоящими символами авиатехники Советского Союза.

Сегодня «Стрижи» продолжают свою деятельность на авиационной базе в подмосковной Кубинке, где они тренируются и готовятся к выступлениям. На МиГ-29 они показывают высший пилотаж, который восхищает зрителей по всему миру. В середине 80-х годов группа начала тренировки по высшему пилотажу, а уже в 1991 году, под собственным именем «Стрижи», впервые выступила на международной арене. И уже в 1993 году группа была удостоена титула «Лучшая пилотажная группа мира».

День 6 мая для «Стрижей» стал символом, когда мир узнал о них в полном объеме. С каждым годом они совершенствуют свои навыки и продолжают быть гордостью России, внося вклад в мировую авиационную культуру.

Открытие тоннеля под Ла-Маншем 6 мая 1994 года

6 мая 1994 года стало важной вехой в истории инженерного строительства, когда был официально открыт тоннель под Ла-Маншем, соединяющий Францию и Великобританию. Это грандиозное сооружение стало результатом семи лет напряженной работы, а на церемонии открытия присутствовали такие высокие личности, как британская королева Елизавета II и французский президент Франсуа Миттеран.

Тоннель, протяженностью 51 км, из которых 38 км проходят под морем, долгое время был самым длинным подводным тоннелем в мире. Он стал важной артерией для железнодорожного сообщения, обеспечив прямую связь между двумя странами. Его строительство началось в конце 1980-х годов, а завершение этого масштабного проекта открыло новую эпоху в транспорте и международных связях.

Идея создания тоннеля между Францией и Великобританией не была новой. Еще в 19 веке эта мысль посещала умы инженеров, но только спустя сто лет, благодаря современным технологиям и огромным усилиям, она стала реальностью. Сегодня этот тоннель является символом прогресса, объединяя два народа и открывая новые горизонты для транспортных и экономических связей.

Хотя со временем тоннель под Ла-Маншем уступил звание самого длинного подводного сооружения тоннелю «Сэйкан» в Японии, его значение в истории транспорта и инженерного дела остается непревзойденным.


close
Наши информационные каналы
close
Зарегистрировавшись, вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и соглашаетесь с тем, что информационно-аналитический портал 1RRE может иногда связываться с вами о событиях, анализах, новостях, предложениях и т. д. по электронной почте. Рассылки и письма от 1RRE можно найти по маркетингу партнеров.