23 сентября 2025 года, во вторник, народные приметы этого дня традиционно связаны с рябиной. Это дерево издревле считалось символом Руси, а праздник в его честь в народе называли Петром и Павлом Рябинником. После этой даты крестьяне обычно переставали надеяться на продолжение тёплой погоды.
Святые Петр и Павел — личности, о которых дошло немного исторических сведений. Тем не менее, в народе их почитают и чтят, хотя порой их путают с апостолами с теми же именами.
Малый праздник в честь Никейских епископов приходится на осенний период равноденствия. Он сочетает церковные службы с народными обрядами, сохраняя традиции, которые формировались веками.
Церковное духовенство всегда призывало оставлять языческие обычаи в прошлом и заменять их молитвами и службами в храмах. Однако свободолюбивые славяне не всегда строго следовали этим наставлениям. В результате многие ритуалы, формально противоречащие христианству, сохранялись и стали частью культурного наследия.
Согласно народным приметам, бабье лето к Малому дню Петра и Павла подходит к концу. На смену тёплым дням приходят затяжные дожди, холодный ветер и первые ночные заморозки. Но это время года радует множеством осенних праздников, давая молодежи возможность встречаться с ровесниками из соседних деревень и, возможно, налаживать новые личные связи.
Сбор рябины начинали только после того, как ягоды полностью созревали. Старшие поколения утверждали, что лучшим временем для этого является день Рябинника. С рассветом целыми семьями отправлялись в лес, чтобы заготовить плоды на зиму. Особую ценность имели ягоды, собранные после первых заморозков — в этот период они становились особенно сладкими.
При сборе урожая важно было оставить на дереве несколько гроздей для зимующих птиц, чтобы помочь им пережить холодное время года.
Одним из традиционных обрядов в этот день было украшение домов гроздьями рябины, которые развешивали под крышами. Предки верили, что это простое действие защищает дом от негативных воздействий и нечистой силы, оберегая не только жителей, но и домашних животных.
Утром хозяйки шли в храм, вознося молитвы и прося заступничества у Бога. Таким образом, Рябинник объединял христианские обряды и древние языческие традиции, позволяя людям следовать вековым заветам и поддерживать связь с духовными корнями.
Собранные в сентябре ягоды рябины издревле использовали для приготовления целебных настоек. Старшее поколение хорошо знало о противовоспалительных свойствах этого растения и активно применяло его плоды в народной медицине. Гроздья рябины нередко сушили целиком и развешивали в избе: такой «натуральный букет» не только украшал дом, но и считался оберегом, защищавшим от зависти и злых духов в холодное время года.
Помимо лечебного применения, рябину превращали в крепкие напитки, которые подавали на праздниках и свадьбах, чтобы создать праздничную атмосферу и поднять настроение гостям.
Простейший рецепт включал только целые и плотные ягоды, которые засыпали в бутыль и заливали алкоголем. Смесь хранили в тёмном месте до конца осени, периодически встряхивая дважды в неделю. Таким образом, рябина становилась одновременно лекарством и источником радости, сопровождая семейные и народные праздники на протяжении веков.