В Минэкономразвития предлагают ввести уголовную ответственность за нелегальный техосмотр

Фото: ShutterStock

Штрафы для водителей, которые ездят без ТО предложили увеличить до двух тысяч, а за незаконное проведение ТО может грозить уголовная ответственность. Соответствующие поправки разработали в Минэкономразвития. При этом документ уже поддержали в большинстве заинтересованных ведомств.

Детали о поправках к закону об уголовной ответственности за нелегальный техосмотр

Изначально водителей без диагностической карты, которая заменяет талон ТО, предлагали штрафовать на 800 руб., однако после доработок Минэкономразвития его было решено повысить более чем в двое, до 2 тыс. руб. Отмечается, что нарушение будут фиксировать камеры фото- и видеофиксации.

Так как машина без диагностической карты может попасть сразу на несколько камер, то разработчики поправок предлагают выписывать штраф не чаще одного раза в сутки. В данный момент за отсутствие диагностической карты штрафуют только водителей такси, грузовиков, учебных машин, автомобилей экстренных и специальных служб.

Чтобы уменьшить количество нелегальных пунктов техосмотра, вводится уголовная ответственность за проведение ТО без обязательной аккредитации РСА. За такое правонарушение грозят штрафы до 300 тыс. рублей, либо лишение свободы до пяти лет, если деяние было совершенно группой лиц, которая получила особо крупный доход.

В чем заключается проблема техосмотра в России

Основная проблема техосмотра в России в 2018 году — он не особенно работает. Если у автомобилиста есть желание получить диагностическую карту, даже не показывая автомобиль специалистам станции техосмотра, он легко сможет это сделать. Главное — знать, куда и к кому обращаться.

Начиная с 2012 года техосмотр был полностью передан под контроль страховым компаниям. По действующему с того времени закону автомобилист не может оформить полис ОСАГО, пока не предъявит диагностическую карту. Такая карта оформляется в аттестованных сервисных центрах, которыми в данный момент стал если не каждый автосервис страны, то один из двух как минимум.

Особенной ответственности за продажу официальных диагностических карт без проведения реального техосмотра автосервисы не несут. В итоге фактически очень часто недобросовестным путем получают диагностическую карту как раз собственники тех автомобилей, которые не прошли бы эту процедуру честным путем.

Естественно, все это отражается на безопасности на дорогах страны. Многие ДТП из тех, что происходят, могли бы вовсе не произойти, если бы неисправности были обнаружены на честном техосмотре.

Как изменился техосмотр в 2018 году

В мае изменилась сама процедура техосмотра, но эти изменения носят технический характер и мало на что влияют.

В частности, с мая автосервис не может отказать в выдаче диагностической карты клиенту. Если были обнаружены какие-то неисправности, клиент получит диагностическую карту, где эти неисправности будут перечислены и будет говориться о том, что автомобиль не допускается к эксплуатации.

Еще одно изменение в законе — у региональных органов власти появилось право контролировать стоимость, по которой выдаются дубликаты диагностических карт. Предельная стоимость изготовления дубликата устанавливается законодательно. Однако, права контроля за соблюдением этой нормы у региональных органов власти до этого не было.

Системно пока ничего не меняется. Понятно, что государство осознает проблему техосмотра в России, он решение пока не придумано. Вернуть техосмотр под контроль ГИБДД уже не получится — автомобилей стало слишком много, а штат ГИБДД слишком маленький для этого.

Каким-либо образом сокращать количество пунктов, где можно пройти техосмотр, тоже чревато коллапсом системы. Отказаться от техосмотра нельзя хотя бы потому, что Россия обязана иметь такой институт по международным договорам. В итоге ситуация в данный момент просто заморожена. Идей о том, какие изменения в правила техосмотра стоило бы ввести, появляется много, но в реальности не меняется ничего.

Доработка реформы техосмотра продолжается

Проект реформы техосмотра вновь отправили на доработку. Правительственная комиссия решила, что документ необходимо усовершенствовать с учетом мнений заинтересованных ведомств. В минувшем январе Минэкономразвития внесло в правительство законопроект об изменениях в процедуре техосмотра, а также о сопутствующих доработках в Административный и Уголовный кодексы.

Базу данных техосмотра должны были передать от МВД к страховщикам, процесс проверки автомобиля писать на видео, контроль за операторами ТО передать Ространснадзору, а штрафовать за отсутствие техосмотра планировалось при помощи камер. Оценили такое нарушение в 800 рублей.

Кроме того, в документе была предусмотрена ответственность за выдачу техосмотра для оформившего бумагу эксперта (10 000 рублей). За внесение заведомо ложных данных в базу предлагали наказывать обязательными работами на срок до четырех лет. В дополнение к этому ДТП по причине технической неисправности могло означать, что страховщик получит возможность оформить регрессные требования и попросить денег у клиента, не прошедшего ТО на застрахованной машине.

в чем заключается суть доработки реформы техосмотра

В последней редакции убрали пункт о передаче базы данных в руки страховщиков. Пока она работает в тестовом режиме и текущие меры безопасности не гарантируют, что злоумышленники не смогут внести недостоверные данные — обеспечить защиту в будущем должны при помощи электронной подписи.

За отсутствие техосмотра предлагают штрафовать сразу на 2000 рублей вместо прежних 800 рублей. Делать это планируется по-прежнему при помощи камер, но к технической стороне есть вопросы — текущее количество камер может не справиться с таким количеством обрабатываемых запросов. Мощностей может не хватить, если кроме соблюдения ПДД придется сверять номера каждой машины.

Кроме того, исчезла часть о регрессных требованиях страховщика к владельцу машины, попавшей в ДТП без действующего техосмотра. Таким образом, документу вновь предстоит доработка.


close
Наши информационные каналы
close
Зарегистрировавшись, вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и соглашаетесь с тем, что информационно-аналитический портал 1RRE может иногда связываться с вами о событиях, анализах, новостях, предложениях и т. д. по электронной почте. Рассылки и письма от 1RRE можно найти по маркетингу партнеров.