В каких единицах измерить коррупцию, и как она сказывается на экономике стран

Фото: ShutterStock

Собственно, что есть коррупция? Если кто-то считает, что это невидимая субстанция, которую невозможно ни в руки взять, ни погладить, как кошку, ни отшвырнуть ногой, как лающую собаку, то тут такой философ очень ошибается.

Коррупцию можно погладить, ощущая под рукой нежный шелест купюр, и в руки взять можно – чем ее больше, тем лучше, а вот отшвырнуть – на такое мало кто решится. Она же такая нежная, вся из себя. Особенно если в толстом конверте.

Как рассматривать коррупцию на фоне борьбы с ней

Все-таки это видимая субстанция. Важно, чтобы ее не заметил кто-то другой, который звякнет «куда надо», и прощай, мечта всей жизни, – на халяву мерседес за 240 гектаров не вспаханного поля (чьи-то забытые паи).

Примерно как-то так можно рассматривать коррупцию, как реальную, неискоренимую, непобедимую вечно живущую субстанцию.

Даже Международный валютный фонд всегда пристально рассматривает это явление, как негатив для государств, которым МВФ денежки ссуживает. Под проценты. Он же (МВФ) предлагает оценивать коррупцию по шкале громкости скандалов.

Но как ты ее оценишь, если она безразмерна, как Вселенная. И нет ей ни конца, ни края: «Я есмь начало, Я есмь конец».

Вот она какая, коррупция. Она может оказывать значительное влияние на экономику стран, но вряд ли кто возьмется оценить ее реальные масштабы.

Вот и предложил МВФ оценивать коррупцию по интенсивности коррупционных скандалов, опубликованных СМИ.

Кого-то пожурили, кого-то пристыдили, кого-то в тюрьму даже пообещали отправить. Но не отправили же! В судебных инстанциях тоже люди сидят. Им тоже хочется погладить, ощутить… Отшвырнуть? Ну что вы, таким не швыряются.

Общество как инструмент для борьбы с коррупцией

Из-за несовершенства методологии точно обрисовать коррупцию сегодня невозможно, да и вчера было невозможно. Но надо же как-то кончать с этим негативным явлением в обществе.

В конце концов, надо само общество призвать: пусть оценят масштабы злодеяний субстанции.

Попробовали: провели опросы среди граждан и экспертов, подытожили… И ничего, никаких конкретных данных, которые можно было бы взять за основу в борьбе с коррупцией.

Решили пойти дальше и использовать более объективный набор показателей — свидетельства о случаях коррупции, знакомые респондентам из практики, ну и кое-что из индикаторов качества госуправления (налоговые сборы, фискальная прозрачность).

Не годится. Вот недавно даже стало известно о фактическом развале проектно-учебной лаборатории антикоррупционной политики, созданной российским подразделением организации на базе ВШЭ. После того, что там произошло (широкой огласке не предавалось), из нее уволилось более половины сотрудников.

Уж если МВФ и ВШЭ с этой субстанцией не справились, то что говорить о бабе Мане, к которой медсестричка пришла укол делать, а старушка ей и предлагает: «Возьми, деточка, там на шкафу коррупция лежит, специально для тебя купила». И показывает на шоколадку в яркой обертке.


close
Наши информационные каналы
close
Зарегистрировавшись, вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и соглашаетесь с тем, что информационно-аналитический портал 1RRE может иногда связываться с вами о событиях, анализах, новостях, предложениях и т. д. по электронной почте. Рассылки и письма от 1RRE можно найти по маркетингу партнеров.