Эксперты объяснили разницу между шириной железной дороги в РФ и Европе
Нередко путешественники в поездах задумываются, почему в России жд пути шире, чем в Европе. Такая ширина колеи в разное время даже изменялась, чтобы быть более универсальной. В мире есть пару стандартов ширины железнодорожной колеи.
Ширина жд пути в России составляет 1524 мм
Такой же стандарт действует в Финляндии и Монголии. Расстояние в 1524 мм полностью равно 5 футам. Начиная с 1970 годов в СССР ширину колеи уменьшили до 1520 мм. Подобное уменьшение нужно было, чтобы повысить устойчивость езды грузовых составов. Это стало немаловажным, так как тогда увеличивалась скорость поездов.
Государства, бывшие в СССР, и по сей день используют ширину колеи в 1520 мм. При этом, в Финляндии колея не менялась и составляет 1524 мм. Также ширина ряда дорог в РФ и государствах СНГ имеет ширину 1524 мм. Чаще всего устаревший стандарт остается на тупиковых путях и ветках. Их менять не нужно, так как по ним нет движения поездов.
Ширина колеи в метро в странах СНГ составляет 1520 мм. Такой же стандарт и у трамваев. При этом, в ряде городов существуют и узкоколейные трамваи с шириной пути в 1 м. Когда в СССР начали уменьшать ширину дороги на 4 мм, то из-за подобной разницы не требовалось изменение конструкции вагонов. Стандарт ширины в 1524 мм был использован во время строительства Николаевских железнодорожных путей. С помощью этой Николаевской дороги была связана Москва и Санкт-Петербург. У первой в истории российской железной дороги под названием Царскосельская ширина пути была 1829 мм. Подобное расстояние составляет 6 футов.
Разница ширины жд путей в Европе и России объясняется военной необходимостью
Предполагается, что из-за разницы в ширине железнодорожных путей вражеская армия при нападении не сможет быстро свои войска направлять вглубь территории. Есть мнение, что ширина европейской железнодорожной колеи в 1435 мм соответствует колее телеги времен Римской империи. В реальности в Европе очень долго не было стандарта. В итоге в разных странах была разная ширина колеи. Затем был введен стандарт в 1435 мм. Он есть даже в США, КНР и Австралии. Ширина железнодорожного полотна является немаловажной.
Ее подбирают, согласно требований местности. Где-то может потребоваться перевозка обширных грузов, из-за чего требуется большая ширина колеи.
В России жд пути не имеют преимущества над колеей в Европе
При этом, российские вагоны больше по габаритам европейских. В КНР ширина путей является европейской. При этом, составы там ездят по габаритам российские. Габариты поезда также немаловажны. По этому значению строятся тоннели и иная инфраструктура. По требованиям Минобороны, военная техника обязана соответствовать железнодорожным габаритам. Это упрощает ее переброску.
Есть специальные железные дороги с колеей в 750 мм. На них транспортируют торф и лес. Также ширина в 750 мм задействуется на детской железной дороге. Наиболее широкая колея в мире составляет 1676 мм. Ее можно найти в в Индии, Пакистане и ряде других стран. Когда поезда ездят в страны с иной шириной колеи, то под составами меняют колеса.
- 23:54 КС подтвердил: выплаты родителям погибших призывников начинаются с даты получения права
- 23:05 Британия готова к противостоянию с Россией: оценка рисков и последствий
- 11:39 7 июля отмечается народный праздник Ивана Купала
- 11:38 Ивана Купала в 2025 году традиционно отметят с 6 на 7 июля
- 11:37 Сильные гадания на Ивана Купала: как узнать свою судьбу и правильно загадать желания, 7 июля 2025 года
- 11:37 Православной Церковью 7 июля 2025 года чтится память о Пророке и Крестителе Господнего Иоанне
- 11:36 Праздник Ивана Купала 2025: что можно, а чего нельзя делать 7 июля
- 11:36 Народный праздник Ивана Купала празднуют 7 июля 2025 года