Эксперты объяснили разницу между шириной железной дороги в РФ и Европе

Фото: ShutterStock

Нередко путешественники в поездах задумываются, почему в России жд пути шире, чем в Европе. Такая ширина колеи в разное время даже изменялась, чтобы быть более универсальной. В мире есть пару стандартов ширины железнодорожной колеи.

Ширина жд пути в России составляет 1524 мм

Такой же стандарт действует в Финляндии и Монголии. Расстояние в 1524 мм полностью равно 5 футам. Начиная с 1970 годов в СССР ширину колеи уменьшили до 1520 мм. Подобное уменьшение нужно было, чтобы повысить устойчивость езды грузовых составов. Это стало немаловажным, так как тогда увеличивалась скорость поездов.

Государства, бывшие в СССР, и по сей день используют ширину колеи в 1520 мм. При этом, в Финляндии колея не менялась и составляет 1524 мм. Также ширина ряда дорог в РФ и государствах СНГ имеет ширину 1524 мм. Чаще всего устаревший стандарт остается на тупиковых путях и ветках. Их менять не нужно, так как по ним нет движения поездов.

Ширина колеи в метро в странах СНГ составляет 1520 мм. Такой же стандарт и у трамваев. При этом, в ряде городов существуют и узкоколейные трамваи с шириной пути в 1 м. Когда в СССР начали уменьшать ширину дороги на 4 мм, то из-за подобной разницы не требовалось изменение конструкции вагонов. Стандарт ширины в 1524 мм был использован во время строительства Николаевских железнодорожных путей. С помощью этой Николаевской дороги была связана Москва и Санкт-Петербург. У первой в истории российской железной дороги под названием Царскосельская ширина пути была 1829 мм. Подобное расстояние составляет 6 футов.

Разница ширины жд путей в Европе и России объясняется военной необходимостью

Предполагается, что из-за разницы в ширине железнодорожных путей вражеская армия при нападении не сможет быстро свои войска направлять вглубь территории. Есть мнение, что ширина европейской железнодорожной колеи в 1435 мм соответствует колее телеги времен Римской империи. В реальности в Европе очень долго не было стандарта. В итоге в разных странах была разная ширина колеи. Затем был введен стандарт в 1435 мм. Он есть даже в США, КНР и Австралии. Ширина железнодорожного полотна является немаловажной.

Ее подбирают, согласно требований местности. Где-то может потребоваться перевозка обширных грузов, из-за чего требуется большая ширина колеи.

В России жд пути не имеют преимущества над колеей в Европе

При этом, российские вагоны больше по габаритам европейских. В КНР ширина путей является европейской. При этом, составы там ездят по габаритам российские. Габариты поезда также немаловажны. По этому значению строятся тоннели и иная инфраструктура. По требованиям Минобороны, военная техника обязана соответствовать железнодорожным габаритам. Это упрощает ее переброску.

Есть специальные железные дороги с колеей в 750 мм. На них транспортируют торф и лес. Также ширина в 750 мм задействуется на детской железной дороге. Наиболее широкая колея в мире составляет 1676 мм. Ее можно найти в в Индии, Пакистане и ряде других стран. Когда поезда ездят в страны с иной шириной колеи, то под составами меняют колеса.


26.07.20240

Министерство обороны США недавно представило обновленную стратегию по Арктике, что является сигналом начала новой фазы глобального противостояния. Пентагон выделяет Арктику...

26.07.20240

Министерство обороны США недавно представило обновленную стратегию по Арктике, что является сигналом начала новой фазы глобального противостояния. Пентагон выделяет Арктику...

close
Наши информационные каналы
close
Зарегистрировавшись, вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и соглашаетесь с тем, что информационно-аналитический портал 1RRE может иногда связываться с вами о событиях, анализах, новостях, предложениях и т. д. по электронной почте. Рассылки и письма от 1RRE можно найти по маркетингу партнеров.