Тайна гибели подлодки «Комсомолец» остается неразгаданной спустя десятилетия
Тайна о причинах гибели подлодки «Комсомолец» вызывает много вопросов и спустя десятилетия после трагедии. Это была одна из самых совершенных субмарин своего времени, но плавание на ней стоило жизни четырем десяткам моряков.
Загадка подлодки «Комсомолец»
Одним из трагических дней для российского флота стало 7 апреля 1989 года. Тогда из-за ошибки в проекте в Норвежском море затонула субмарина «Комсомолец». На ее борту находился экипаж, который состоял из 69 человек. Выжили только 27 человек.
Эта история считается одной из самых загадочных, так как сопутствовали ей необъяснимые обстоятельства. «Комсомолец» считался одной из наиболее совершенных подлодок своего времени. За несколько лет до трагедии он стал первой в мире субмариной, которая совершила погружение на глубину свыше 1 км.
На такой глубине подводная лодка становится неуязвимой для кораблей, находящихся на поверхности воды. При этом субмарина могла успешно проводить стрельбу по противнику.
Оснащена подводная лодка была эффективной системой спасения экипажа, но это не помешало ей стать настоящей братской могилой для моряков. 7 апреля в России стало памятной датой — в этот день вспоминают погибших подводников.
Обстоятельства аварии на «Комсомольце»
Строительство «Комсомольца» было начато в 1978 году. До этого более чем 10 лет над разработкой подводной лодки работали в режиме строгой секретности советские конструкторы. На строительство было затрачено еще 5 лет. Затем, в 1985 году, было проведено успешное погружение на глубину 1 027 м и установлен мировой рекорд.
На рейд, ставший последним в истории «Комсомольца», субмарина вышла 28 февраля 1989 года. Цели этого похода неизвестны, так как являются государственной тайной. Перед выходом в море были тщательно проверены системы пожарной безопасности и пожаротушения. Но тем не менее 7 апреля на борту атомохода случился пожар.
Возгорание началось в кормовом отсеке №7 в 11:03 по местному времени. Оперативно ликвидировать пожар не удалось, и он перекинулся на отсек №6. К этому времени погибли вахтенный старший матрос и мичман.
После того как сработала аварийная защита реактора, подводная лодка замедлила свой ход. Было принято решение всплывать. На поверхности лодка была в 11:06. Но к этому времени пламя охватило уже 5 отсеков. Экипаж подал сигнал SOS и к ним был направлен на помощь самолет.
Ожидать помощь пришлось несколько часов. Все это время экипаж отчаянно боролся с огнем. Паники на борту не было, так как каждый четко выполнял действия, положенные ему по регламенту.
Как погибли моряки на «Комсомольце»
Постепенно крен лодки начал увеличиваться, и было принято решение эвакуировать экипаж. Для этого в море спустили два плота, но один из них сразу же перевернулся. Командир подводной лодки Евгений Ванин, ввиду отсутствия мест на плоту, не покинул лодку, а чтобы спастись вместе с еще 5 членами экипажа, воспользовался всплывающей камерой.
«Комсомолец» ушел на дно в 17:00, а спустя некоторое время на поверхность всплыла камера. Из-за высокой разницы в давлении с нее сорвало крышку. Внутрь мощным потоком хлынула вода, и смог выжить только один человек.
После затопления корабля в ледяной воде Норвежского моря оказались около 60 моряков. Высокие волны не позволяли команде добраться до плота. Это удалось единицам. Да и рассчитан он был только на спасение 20 человек. Спасателям удалось достичь субмарины только спустя час. В это время и погибла основная часть экипажа.
Причины гибели подлодки «Комсомолец»
Официальным выводом по причинам аварии и затопления субмарины стали ошибки в конструировании. От огня воспламенились отделочные материалы, очень быстро температура в отсеке достигла почти 1 000 градусов. Это, в свою очередь, привело к разгерметизации магистрали воздуха высокого давления. Воздух начал поступать в избытке, что увеличило интенсивность пожара.
Однако доподлинно неизвестно, что на самом деле стало причиной возникновения пожара. По одной из версий, произошло это из-за интенсивной подачи кислорода в отсеки. Он мог воспламениться в силу случайного стечения обстоятельств.
Стоит отметить, что причина массовой гибели моряков-подводников может быть обусловлена тем, что гидрокостюмы на борту «Комсомольца» были устаревшего образца, и в условиях внештатной ситуации их было трудно надеть. В результате они и оказались в ледяной воде без гидрокостюмов.
- 1:05 Судьба ручки, ставшей точкой военной истории: цела ли она?
- 22:10 С Богом в сердце: 50 монахов остались держать «молитвенную оборону» в храме под Волновахой
- 20:05 Россия готовится к увеличению числа «штрафных» камер: эффективное средство против правонарушений или просто новый способ выявления нарушителей?
- 18:50 Си Цзиньпин в Париже: итоги визита лидера Китая во Францию
- 17:05 Напряженность в Прибалтике: Растущие Риски Военного Столкновения между НАТО и Россией
- 14:00 Почему клещи предпочитают определенные группы крови: научное объяснение
- 12:58 Именинников 10 мая можно поздравить с помощью смс-сообщения и красивой открытки
- 12:55 День в истории России 10 мая: первый корабль, первая Госдума и начало съемок выдающегося фильма