Руководство ВМФ России поставило задачу вернуть на вооружение экранопланы. Это особые суда, которые были спроектированы и построены в советское время. Теперь они строятся по новым технологиям с использованием современных материалов и смогут выполнять сложные задачи, недоступные другим средствам вооружения.
Экранопланом называется летательный аппарат, который движется над поверхностью воды или ровной местности с использованием экранного эффекта.

Экранопланы бывают таких типов:
Главным отличием экраноплана является наличие экранного эффекта, позволяющего увеличить подъемную силу крыла аппарата на 20-30%. Особое преимущество эти аппараты получают на сверхмалых высотах над поверхностью.
Улучшенная аэродинамика обусловлена высоким давлением под крылом и низким индуктивным сопротивлением. При равном весе экраноплану требуется двигатель в 2 раза меньшей мощности, чем обычному самолету. Это влияет на экономику перевозок. С увеличение высоты полета аэродинамика экраноплана падает.
Продольная устойчивость аппарата достигается за счет увеличения площади стабилизатора. Это несколько ухудшает качества экраноплана, так как длинный хвост увеличивает вес конструкций.
Над различными вариантами конструкции экраноплана в свое время работали советские и немецкие авиаинженеры. Работы в СССР были приостановлены в связи с развалом страны. В настоящее время принято решение возобновить оснащение флота этими аппаратами.

Главными характеристиками экраноплана являются:
Именно эти качества и используются в военных и гражданских целях. К недостаткам относится невозможность применения в условиях волнения моря, так как волны нарушают воздушную подушку между поверхностью воды и крылом.
В советское время экранопланы использовали для таких операций:
Российские конструкторы постоянно работают над новыми моделями экранопланов и усовершенствованием существующих аппаратов.