Изменение ДНК человека и опасность искусственного интеллекта тревожили Стивена Хокинга перед смертью

У Стивена Хокинга было много времени на размышления. Находясь в своем безнадежно увечном теле, он позволил своему разуму бродить по просторам Вселенной, и, по-видимому, набрел на выводы о печальном будущем самого человечества.

Его заключительные мысли скоро будут опубликованы. И они содержат зловещее предупреждение для всей цивилизации.

Изменение ДНК приведет к началу эры сверхлюдей уже в этом столетии

Надвигающийся потенциал, который позволит людям совершенствовать свои тела и когнитивные возможности, занимал большую часть мыслей Хокинга в последние дни его жизни. Ученый скомпилировал их в большом собрании статей, посвященных тому, что он назвал «большими вопросами», стоящими перед нашим будущим.

Они будут посмертно опубликованы на этой неделе в «Brief Answers to the Big Questions» — последней книге, над которой трудился выдающийся физик-теоретик.

«Я уверен, что в течение этого столетия люди научатся повышать свои интеллектуальные возможности, а также модифицировать некоторые врожденные инстинкты, такие как агрессия и страх», — написал он в одной из своих статей.

И это создает глобальную проблему. Биотехнологии двигаются вперед семимильными шагами. Система редактирования ДНК CRISPR, изобретенная в 2012 году, уже сейчас позволяет вырезать и заменять дефектные нити генетического кода.

Технология также способна заменять модули ДНК, которые контролируют некоторые физические характеристики, такие как цвет глаз, волос и кожи, рост, мышечную массу и т.д.

Изменение ДНК в погоне за бессмертием начинает набирать обороты

По словам Хокинга, человеческая природа делает неизбежным тот факт, что данные технологии будут использоваться не в самых мирных целях. Вместе с желающими увеличить продолжительность своей жизни или усовершенствовать физические характеристики своих будущих детей, появятся и те, кто будет злоупотреблять данной технологией.

Вполне вероятно, появятся законы, запрещающие генные модификации человека, писал он. Но поскольку Западная цивилизация строится вокруг концепции прогресса, индивидуальных прав, свободы самовыражения и конкуренции, то некоторые люди не смогут противостоять искушению улучшить человеческие характеристики, такие как память, устойчивость к болезням и продолжительность жизни.

Ученый опасался, что как только такие «суперлюди» появятся, в обществе грядут серьезные политические проблемы. Часть населения, которому генетические модификации будут не по карману, попросту не выдержит конкуренции и погибнет.

Он также опасается возвращения во времена нацистской Германии, где селекционное разведение, известное как евгеника, использовалось Гитлером для создания «совершенной расы».

Хокинг предупредил человечество о потенциальной угрозе искусственного интеллекта

Стивен Хокинг был громким голосом в спорах о возможной опасности искусственного интеллекта. Ученый опасался, что холодная, расчетливая машинная логика в итоге заставит человечество схлестнуться в войне «за собственное благо».

«Развитие сильного искусственного интеллекта может означать конец человеческой расы», — предупреждал он в 2014 году.

Хокинг не отрицал полезности искусственного интеллекта. Более того, он сам прибегал к помощи последнего, чтобы люди могли лучше слышать его мысли. Но эта полезность сама по себе и является его самой значительной угрозой, предупредил он.

В неустанно набирающей обороты погоне за самым лучшим, более быстрым и самообучающимся интеллектом, чем у конкурентов, человечество рискует создать настоящего «монстра».

«Он будет принадлежать сам себе и совершенствовать себя по мере развития», — говорил Хокинг.

«Люди — существа, ограниченные медленной биологической эволюцией, — попросту не выдержат конкуренции со столь умной машиной и в итоге будут заменены, а в худшем случае — уничтожены», — заявил ученый.

Напомним, Стивен Хокинг скончался в марте 2018 года в возрасте 76 лет. Несмотря на свой недуг, который еще в молодом возрасте приковал его к коляске и лишил способности говорить, ученый активно занимался популяризаторской деятельностью и внес огромный вклад в изучение самых таинственных астрономических объектов — черных дыр.

Наука 26.04.20240