17 июня церковь отмечает праздник Обретение мощей священномученика Петра
7 июня в православном церковном календаре России приходится сразу на четыре значимых торжества. Важно подчеркнуть, что церковный календарь включает в себя ключевые даты для верующих: праздники, дни поста и памятные даты святых. Благодаря такому перечню можно легко определить, когда приходится то или иное важное религиозное событие для православных христиан.
Какой православный праздник 17.06.2025:
17 июня Русская православная церковь чтит память священномученика Петра, архиепископа Воронежского, в миру Василия Константиновича Зверева (1878–1929). Его святые мощи сейчас почивают в Соловецком монастыре — месте особого почитания.
Родился Василий Зверев 18 февраля 1878 года в Москве в семье протоиерея Константина Зверева. С ранних лет он посвятил себя духовной жизни: после обучения в Московском Императорском Университете поступил в Казанскую Духовную Академию. В 1900 году принял монашеский постриг, получив имя Петр, и был последовательно рукоположен во иеродиакона, а затем во иеромонаха.
Архиепископ Петр Воронежский скончался 7 февраля 1929 года. Первоначально его похоронили в общей могиле, но вскоре мощи были обнаружены нетленными. После облачения в архиерейские одеяния и отпевания святитель был перезахоронен в отдельной могиле у подножия Анзерской горы Голгофы.
Обретение святых мощей произошло 17 июня 1999 года — с тех пор они пребывают в Соловецком монастыре, где продолжают служить объектом глубокой почитательности верующих.
Кого чтит церковь сегодня 17 июня 2025: Преподобного Мефодия, игумена Пешношского
Вторая четверть XIV века стала для Руси временем зарождения нового духовного пути — пустынножительства. После разрушительных нашествий Батыя многие городские и пригородные монастыри не выжили. Восстановленные обители постепенно теряли значимость, и монахи, искавшие уединения и глубокой молитвы, уходили в леса и болота. Точные причины такого перехода остаются предметом предположений: возможно, это было связано с непростой жизнью городов, все еще страдавших от набегов татар, а может, упадок традиционных монастырей заставил подвижников искать новые формы духовной жизни. Тем не менее именно эти пустынники смогли поднять духовность Руси на новый уровень, посвятив себя созерцательной молитве и подвижничеству.
Главной фигурой нового иночества стал преподобный Сергий Радонежский. Большинство святых XIV–начала XV века были его учениками или духовными соратниками, жившими под его влиянием. Одним из первых и близких учеников Сергия стал Мефодий Песношский. Молодым он пришел к наставнику и вскоре стал его другом и сподвижником, как рассказывает в “Житии преподобного Сергия” иеромонах Никон.
По благословению Сергия Мефодий обосновался в уединенном месте недалеко от Дмитрова — там, где в реку Яхрому впадала небольшая речушка, окружённая болотами и лесами. Там он поставил келью и посвятил себя молитвам и духовным подвигам. О внутренней жизни святого жития говорят мало, но известно, что Сергий неоднократно навещал ученика, и их беседы были долгими и важными.
В один из таких визитов Сергий посоветовал перенести келью на новое место. Там Мефодий начал строительство храма во имя святителя Николая. По преданию, он самостоятельно переносил бревна через речку, что дало название притоку Яхромы — Пешноша. Со временем вокруг храма вырос Николо-Пешношский монастырь.
Дата основания монастыря — 1361 год, однако официально Мефодий стал его игуменом лишь через тридцать лет, незадолго до смерти. В житии подчеркивается, что он был образцом усердия в посте, молитве и трудах, ежедневно кормил бедных и странников, а порой уходил на несколько километров от монастыря, чтобы уединиться в молитве.
Следуя примеру преподобного Сергия, Мефодий скончался спустя несколько месяцев после своего учителя, словно не желая расставаться с ним даже в вечности. Его похоронили в основанном монастыре рядом с храмом Николая Чудотворца. Ученики возвели над гробом дубовую часовню, простоявшую более трех столетий.
В 1549 году на Московском соборе Мефодий Пешношский был канонизирован и внесен в лики святых. Его монастырь почитали и посещали великие московские князья и русские цари. Несмотря на многократные разорения, включая убийство монахов поляками в 1611 году, монастырь восстанавливался: спасаясь от врагов, монахи прятались в лесах, а затем возвращались в обитель.
В 1812 году французы, наступая по Дмитровской дороге и грабя окрестности, так и не осмелились приблизиться к монастырю — болотистая местность стала его естественной защитой.
После революции 1917 года обитель была закрыта. Здания передали сначала филиалу Дмитровского краеведческого музея, затем здесь устроили дом инвалидов и психоневрологический интернат, который действует до сих пор. Тем не менее в 2007 году монастырь был официально возрождён, а мощи преподобного Мефодия по-прежнему хранятся под спудом.
Так, путь Мефодия Пешношского и его духовное наследие остаются важной страницей в истории русского православия и подвижничества XIV века.
- 10:44 Новые открытия: Ученые опровергли миф о вреде многократно кипяченой воды
- 10:07 Как усталость от материального ведет к новому восприятию денег
- 8:23 Уничтожение элитной техники: 87% танков США на Украине под ударом России
- 7:50 Гаагский трибунал: Европа активизирует преследование участников СВО
- 7:23 Не пропустите: 18 200 рублей на карту «Мир» с 1 июля – условия получения
- 7:03 Трамп: Без субсидий Маск вернулся бы в ЮАР
- 6:12 Массированная атака дронов: новый уровень конфликта в ЛНР
- 23:45 Одесское подполье: В тени готовности к действиям