Иоанна Крестителя и языческий Купала отмечаются в один день 7 июля

Фото: ShutterStock

В православии очень много праздников, которые являются пережитками и адаптациями более ранних языческих празднеств. Так случилось благодаря двум факторам.

Во-первых, новообращенные жители продолжали сохранять свои бытовые, привычные им ритуалы и хранили память о праздничных датах. Но поскольку чтить прежних богов теперь было или нельзя, или (если крещение принималось искренне) по совести невозможно, праздники наполняли новым смыслом и христианским содержанием. С другой стороны, церковные миссионеры сознательно старались наложить на исконные языческие дни церковные торжества, дабы похоронить под ними память о прежних праздниках, имевших место во времена язычества.

Какой православный, народный  праздник сегодня 7 июля 2022, Иоанна Крестителя и языческий Купала

Аналогичным образом христиане подходили и к вопросу церковного строительства – храмы и монастыри часто возводились там, где прежде стоял языческий храм или капище. Праздник, о котором пойдет речь ниже, это яркий пример такой культурной диффузии. Называется он Ивана Купала и празднуется 7 июля. Православный праздник в честь Иоанна Крестителя здесь был совмещен с древним славянским торжеством.

История праздника

Иванов день, отмечаемый 7 июля, – церковный праздник, истоки свои имеющий, как уже было сказано, в языческом древнеславянском культе. Известны и распространены также и другие его названия, например, Колосок, Купалье, Иван Ведьмацкий, Солнцекрес, Иван Травник и множество других. В дохристианскую древность этот день связывали с летним солнцестоянием, которое приходится на разные дни в двадцатых числах июня. Сегодня же его отмечают в строго определенный день — 7 июля. Церковный праздник при этом во многих странах является также и общенациональным государственным, но отмечается он, как день памяти святого Иоанна Крестителя, и, таким образом, астрономически не привязан более к солнцестоянию. Обрядовая часть христианского ритуала довольно успешно вписалась в общую концепцию языческого празднества. Если преданные старым богам люди в этот день совершали очистительные купания, то культ Иоанна Крестителя, который, по сути, занимался в свое время тем же самым, пришелся впору, и, таким образом, даже внешние традиции этого дня пришлось корректировать не столь сильно.

Праздничные обряды Ивана Купала

И в древности, и в наши дни существует огромное множество ритуалов, которые исполняют люди 7 июля. Какой праздник, к примеру, обходится без веселья? Выразителем этой радости в широких массах являются танцы-хороводы, хотя чисто церковная традиция относится к этому критически, так как день этот приходится всегда на время Петропавловского поста. В храмах служат торжественные богослужения и на этом, как правило, все заканчивается. А вот народные гуляния дополняют церемониал различными манипуляциями с огнем, водой и травами.

Водные ритуалы

Что делать 7 июля? Разумеется, идти к водоему, озеру или реке. Там, скорее всего, будут люди, желающие искупаться. При этом ночью желающих залезть в воду столько же, сколько и днем, а может быть, и больше. Вода в это время, как считается, наделяется особыми целебными и магическими свойствами. Кто не имел возможности отправиться на водоем, в старину купался в бане, а банный веник затем сохранялся на протяжении всего года как важный амулет против различной нечисти.

Огненные ритуалы

Костер ‒ это неотъемлемый атрибут на 7 июля. Церковный праздник при этом достаточно скромен: в его церемониале присутствуют только традиционные свечи и лампады. Освящение огня и прыжки через костер ‒ это, опять же, языческая рефлексия, сохраненная в народной памяти. Впрочем, на Балканах во всех этих игрищах верующие люди и церковь вообще принимают более активное участие, освящая их своими молитвами. По традиции же костры разводят по берегам водоемов, после чего прыгают через них. Это имеет характер игры, хотя в сие действо вкладывается и смысл – огонь, по древнему поверью, имеет очищающие свойства. Кроме того, 7 июля церковный праздник в деревнях отмечали тем, что между костров проводили скот, чтобы предохранить его от зла, но сегодня это мало кто делает. А еще в огне принято было сжигать одежду, которую носили больные люди.

Обряды, связанные с травами

Известна традиция плетения венков 7 июля. Церковный праздник тут ни при чем – это народная традиция. Она же повествует о сборе трав и цветов в купальскую ночь. Особенно характерна в этом отношении легенда о цветке папоротника, который цветет только на Купалу, а нашедшему его человеку он укажет путь к сокровищам. Травы в дальнейшем считаются целебными, а вот на венках принято гадать. Впрочем, это уже совсем не церковная традиция, а потому ее касаться мы не будем. Следует помнить, что с возрождением язычества в России сегодня фактически есть два праздника, приходящихся на 7 июля. Какой праздник празднуете вы ‒ это ваше дело, но не следует путать их, передает Therussiantimes.com. Если вы делаете выбор в пользу христианского дня святого Иоанна Крестителя, то, возможно, лучшим решением для вас станет простой поход в храм на службу и причастие.

 7 июля 2022 праздник по церковному календарю: Рождество святого Предтечи и Крестителя Иоанна

Сегодня мы празднуем День рождения великого Предтечи Господня. Праздник, замечательный уже по тому, что само Рождество Предтечи было необыкновенным и чудесным, оно было плодом усердных, нескончаемых молитв его родителей, наградой их веры и упования, их праведности и благочестия, их терпения и преданности воле Божией. Святой пророк, чье чудесное рождение было предметом всеобщей радости, предвозвестил явление Сына Божия во плоти и удостоился крестить Его во Иордане. Поэтому он прославился как ангел, апостол, мученик, пророк.

Событие это отражено в первой главе Евангелия от Луки, в которой рассказывается о том, как священник Захария и его супруга Елисавета, жившие в Хевроне, состарились, но, по неплодству Елисаветы, не имели детей.

Однажды во время богослужения в Иерусалимском храме Захарии явился Архангел Гавриил, который предсказал священнику, что скоро у него родится сын, который станет провозвестником (предтечей) ожидаемого Мессии.
Захария же, слыша слова Архангела Гавриила, усомнился в них и попросил знамения. На это Архангел Гавриил ответил: «ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время» (Лк. 1, 20).

Святая Елисавета зачала, но скрывала свою беременность пять месяцев, пока ее не посетила приходившаяся ей дальней родственницей Преблагословенная Дева Мария, чтобы разделить Свою и ее радость. Елисавета, исполнившись Святого Духа, приветствовала Деву Марию как Матерь Божию. И святой Иоанн, еще находившийся в утробе своей матери, взыграл радостно во чреве (Лк. 1, 44).

Настало время, и святая Елисавета родила сына. На восьмой день по закону Моисееву совершилось его обрезание. Когда мать назвала его Иоанном, все родственники были удивлены, так как никто в их роду не носил этого имени. Когда об имени, выбранном для новорожденного сына, спросили святого Захарию, он попросил дощечку и написал на ней: «Иоанн имя ему». Как только Захария это сделал, узы, связывавшие по предсказанию Архангела его речь, разрешились, и святой Захария, исполнившись Духа Святого, прославил Бога и произнес пророческие слова о Явившемся в мир Мессии и о своем сыне Иоанне – Предтече Господа.

После Рождества Господа нашего Иисуса Христа и поклонения пастырей и волхвов нечестивый царь Ирод повелел убить всех младенцев. Услышав об этом, святая Елисавета убежала со своим сыном в пустыню и скрывалась там в пещере. А святой Захария, продолжая свое священническое служение, находился в Иерусалимском храме, когда Ирод послал к нему воинов с приказанием открыть местопребывание младенца Иоанна и его матери. Захария ответил, что оно ему неизвестно, и был убит прямо в храме (Мф. 23:35). Праведная Елисавета осталась с сыном в пустыне и там умерла. Отрок Иоанн, охраняемый Ангелом, возмужав, вышел из пустыни на проповедь о покаянии и сам сподобился крестить пришедшего в мир Господа.

Преподобный Антоний Дымский, 07.07.2022

Преподобный Антоний Дымский происходил из Новгорода. Однажды, когда во время литургии он услышал слова Христовы в Евангелии: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24), то решился оставить мир. Он поселился в обители святого Варлаама на Хутыни. Святой Варлаам постриг его. Умирая, св. Варлаам поставил Антония настоятелем вместо себя; но он, избегая славы, тайно удалился из обители и поселился в пещере на берегу Дымского озера, в 15 верстах от г. Тихвина. Здесь, когда стали собираться к нему братья, основана была обитель. Св. Антоний скончался в 1224 г. В 1336 г. обретены были мощи его нетленными.


09.09.20230

Центробанк Российской Федерации снял ограничение на продажу наличной валюты банками населению. Новые правила позволяют российским банкам без ограничений продавать гражданам...

close
Наши информационные каналы
close
Зарегистрировавшись, вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и соглашаетесь с тем, что информационно-аналитический портал 1RRE может иногда связываться с вами о событиях, анализах, новостях, предложениях и т. д. по электронной почте. Рассылки и письма от 1RRE можно найти по маркетингу партнеров.