Берестяные грамоты маленького новгородца сначала расценили в качестве детских рисунков, но после детального изучения специалисты пришли к шокирующим выводам. Они предполагают, что русский мальчик сделал предсказания. Рассказываем, что написано в берестяной грамоте Онфима.
Онфим — новгородский мальчик, который жил в XIII веке. В 1956 году были обнаружены его записи на бересте. Всего было 12 грамот и несколько рисунков. Специалисты определили по почерку, что все они принадлежат именно Онфиму. На данный момент эти кусочки бересты являются одними из самых ценных артефактов истории Руси домонгольского периода.
Мальчик выцарапывал острым предметом на коре березы рисунки и слова, поэтому такие «записки» и сохранились, ведь чернила бы давно размылись. Имя автора узнали также из записей — новогородец подписывался Онфимом. В своих грамотах он тренировал написание букв, слогов, слов и предложений, писал послания другу Даниле, делал рисунки.

Некоторые считают, что мальчик не тренировал правописание на кусочках бересты, а писал потомкам зашифрованные послания. Например, три раза он выписывает полную азбуку, затем после нее идут склады:
ба ва га да жа за ка…
бе ве ге де же зе ке…
би ви ги ди жи зи ки…
При этом Онфим не использовал Ъ и Ь, заменяя их на О и Е. Предполагают, что сообщение закодировано в числовых значениях только первых или всех буквенных пар. Но до сих пор расшифровать предсказание не удалось.

Ученые проанализировали берестяные грамоты и сделали два вывода: они датируются началом XIII века, а мальчику на момент их создания было не более 7 лет.
Специалисты считают, что население Древней Руси было грамотным и обладало высоким уровнем культуры. Новгород XIII века был более образованным и развитым центром, чем европейские столицы того же периода.
Напомним, что в Европе даже не все короли и влиятельные аристократы умели писать что-то кроме имени, не говоря уже о простом народе.

При этом мальчик из небогатой семьи в 7 лет умел писать, даже переписывал короткие фрагменты из Псалтыря. Он писал другу Даниле, а это говорит о том, что Онфим — не уникальный случай грамотности, а обыденность для того времени.
Его слова — не случайные каракули, поскольку он правильно подписывал рисунки. Например, изображал зверя и подписывал соответствующе. Таким образом, для новгородцев грамота в XIII веке была нормой жизни.