«Сигнал подан»: в Киеве решили пойти на крайние меры
Украинская власть решила запретить связанные с Россией религиозные организации. Под удар в первую очередь попадет каноническая Украинская православная церковь Московского патриархата. Почему Киев решился на этот шаг именно сейчас? И что ждет тысячи священнослужителей и миллионы прихожан УПЦ?
Зеленский хочет запретить Украинскую православную церковь Московского патриархата
Пока о передаче Киево-Печерской лавры от РПЦ к Православной церкви Украины речь не идет. Министр культуры Украины Александр Ткаченко пояснил, что идет процесс регистрации юридического лица в монастыре на территории заповедника «Киево-Печерская лавра», который до сих пор находится в пользовании ПЦУ. Просто меняется название и уточняется адрес. Это не создает новых имущественных прав. В Русской православной церкви тоже отметили, что пока регистрация Лавры не отменена.
В некоторых украинских СМИ появились сообщения о том, что Киево-Печерская лавра была передана Украинской православной церкви — Православной церкви Украины. И что сведения об этом были внесены в пятницу в государственный реестр. Как именно такая внушительная собственность была переписана за один день без судебного решения, не уточняется.
Президент Украины Зеленский ранее дал поручение правительству внести на рассмотрение Верховной рады законопроект о невозможности деятельности в стране религиозных организаций, «аффилированных с центрами влияния в РФ». Это произошло после того, как Служба безопасности Украины провела обыски в ряде приходов и монастырей Житомирской, Ровненской и Закарпатской областей. Как может развиваться эта ситуация?
Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» не имеет такого понятия, как «патриархат» и «церковь». Он оперирует понятиями «религиозные общины», «монастыри», «религиозные братства». То есть, как многие другие похожие законы, относится к приходам как к другим общественным организациям, только с религиозным уклоном. То есть для светской власти юридически такой единой организации, как «Украинская православная церковь», не существует. Для ее ликвидации придется проводить тысячи судов по поводу каждого отдельного прихода. Причем каждый раз аргументировать требование о ликвидации. Иначе у Украины есть риск нарваться на многочисленные иски, например, в ЕСПЧ — за преследование на религиозной почве, где с огромной долей вероятности суды эти можно проиграть. Поэтому не исключено, что центральная власть применит иную тактику, считает профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Александр Дворкин.
«Возможно, это все будет отдано на откуп местным властям. Вот как во Львове запретили УПЦ, пытались то же самое сделать в Одессе, но в Одессе не получилось — депутаты не проголосовали. Тут один из вариантов, к которому они могут прибегнуть, — местные власти действуют, если что, на них можно будет свалить и сказать, что это вот они так поступили незаконно. Ситуация — «война все спишет», поэтому ожидать можно что угодно. Юридически это совершенно неподъемная дилемма», — объяснил профессор Александр Дворкин.
- 4:00 Россия поставит Монголии 1,9 млн тонн нефтепродуктов: новые экономические горизонты
- 20:05 Мария Захарова: БРИКС имеет явные преимущества над Западом
- 10:25 Владимир Путин назвал шизофренией отказ Германии включить оставшуюся ветку «Северного потока»
- 22:45 Экс-министр Великобритании Борис Джонсон заявил о важности срочно массовой мобилизации в Украине
- 2:30 Жуткая зима 2024-2025: Украине предсказывают катастрофические события
- 0:15 Агента спецслужб Японии задержали в Белоруссии, — АТН
- 4:30 Три ключевых штата отказались менять бюллетени: как это повлияет на шансы Трампа на победу?
- 0:10 Вместо России Западу нужно зависимое, угасающее, вымирающее пространство, — Лавров