Ответ найден: ученые выяснили, почему ацтеки, инки и майя так и не изобрели колесо

Фото: ShutterStock

Из всего многообразия цивилизаций, существовавших в Латинской Америке до прихода испанцев, многие из нас слышали только про майя, ацтеков и инков. При этом мало кто знает наверняка, кто из них знал что такое колесо и почему эти народы так и не смогли самостоятельно его изобрести. Об этом пишет информационный портал 1rr.

Важность колеса в истории

Считается, что колесо изобрели около 5500 лет назад. Этот, казалось бы, простейший механизм, впервые обнаруженный в руинах древней Месопотамии, называют изобретением, изменившим человеческую цивилизацию, хотя оно появилось спустя много времени после появления других, возможно, более сложных изобретений — лодок, ткани и сельского хозяйства.

Ответ найден: ученые выяснили, почему ацтеки, инки и майя так и не изобрели колесо

Возможно, столь позднее появление колеса связано с его конструкцией: посадка колеса на неподвижный вал должна быть плотной, чтобы все держалось вместе, но не слишком тугой, чтобы колесо могло вращаться. Кроме того, и конец вала, и отверстие колеса должны быть идеально гладкими, чтобы свести трение к минимум. В XXI веке с этими проблемами справиться легко, в доисторические времена — почти нереально. По этой причине антрополог Дэвид Энтони, автор книги «Лошадь, колесо и язык», утверждает, что, хотя в каменном веке люди могли выдумать колесо, до появления точных инструментов, таких как медное долото (4000 до н.э.), создать его было невозможно.

Изобретение колеса значительно ускорило развитие цивилизации, облегчив перемещение на большие расстояния. Расширились торговые сети, стали больше масштабы имперских войн. Города и поселки стали застраиваться плотнее, народонаселение поддерживалось сельским хозяйством — его производительность росла благодаря тачкам. По крайней мере, так произошло в Евразии. На другой стороне Атлантики ацтеки, инки, майя и коренные американцы познакомились с колесом только на рубеже XV-XVI веков, когда прибыли европейские колонисты. Почему эти общества сами не изобрели колесо, неясно.

Судя по их точным космологическим календарям и впечатляющим инженерным чудесам (и не только), технические ноу-хау у них определенно были. И майя, и инки даже строили дороги — хорошие дороги, — но они предназначались только для пешеходов.

Почему ацтеки, инки и майя так и не изобрели колесо

Долгое время считалось, что древние американцы не использовали колеса, потому что не знали, как их делать. Но оказалось, что это не так. В 1880 году, когда археолог Дезире Шарне раскапывал могилу ацтекского ребенка в Мехико, он наткнулся на маленькую фигурку койота на крошечных колесиках. После этого по всей стране стали находить и другие детские игрушки. Большинство из них принадлежало тольтекам — расцвет их культуры пришелся на 900-1100 г. н.э.

У ацтеков, инков, майя и коренных американцев не было колес не потому, что они не знали, как их делать, а потому, что не было в них необходимости. У древних американцев просто не было такой потребности в колесных транспортных средствах, как у евразийцев. Почему? Одна из основных причин — некому было тянуть. Ведь лошади, коровы и волы пересекли Атлантику вместе с колесом.
Другим важным фактором была география. Да, инки строили дороги, но эти дороги лежали через Анды. По гигантским лестницам и висячим мостам колесная техника просто не смогла бы проехать. Вместо нее инки использовали курьеров и лам — отличных альпинистов, до сих пор встречающихся на склонах Мачу-Пикчу.

То же самое верно и для других цивилизаций: на Юкатане, где жили майя, до сельской местности можно было добраться только по узким пешеходным дорожкам, в то время как на рынки в ацтекских городах Тлателолко и Теночтитлан можно было добраться на каноэ, которые, по словам первых испанских наблюдателей, были повсюду, где была вода. По той же причине полинезийцы, еще одна древняя цивилизация, окруженная водой, никогда не использовали колеса.


close
Наши информационные каналы
close
Зарегистрировавшись, вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и соглашаетесь с тем, что информационно-аналитический портал 1RRE может иногда связываться с вами о событиях, анализах, новостях, предложениях и т. д. по электронной почте. Рассылки и письма от 1RRE можно найти по маркетингу партнеров.