Был ли шанс у России выиграть войну 1905 года: мнение историка

Фото: ShutterStock

В весеннее далекое утро 13 апреля, 1904 года, на борту легендарного русского броненосца «Петропавловск» в порту Порт-Артура адмирал Степан Макаров писал трогательное письмо своему сыну… Но, всего лишь несколько часов спустя «Петропавловск» подорвется на японской мине и погрузится быстро на дно, унося с собой 55-летнего адмирала Макарова, который получил прозвище «последняя легенда Российского Императорского флота». Сообщает 1rr

Россия могла бы выиграть войну 1905 года? Что говорит история

120 лет назад, на утреннем свете 13 апреля 1904 года, на борту броненосца «Петропавловск» в гавани Порт-Артура адмирал Степан Макаров отправил письмо своему сыну…

«Вадим, ведь идет война жестокая, опасная для Родины. Не просто численное превосходство врага беспокоит меня. Наш русский флот совершал и более героические подвиги. Но что-то мешает нам — и мне в том числе… Душа моя в смятении, которого прежде не чувствовал…».

Вскоре «Петропавловск» столкнулся с японским минным заграждением и погрузился на дно, забрав с собой адмирала Макарова, которому исполнилось 55 лет, и которого называли «последней легендой Российского Императорского флота». Родившийся в семье прапорщика арестантской роты №11 «Иосифа Фёдоровича Макарова и его законной супруги Елисаветы Андреевны», Степану повезло, что его отец стал прапорщиком вскоре до его прихода на свет. Иначе не было бы легенды под названием «Адмирал Макаров». В лучшем случае он стал бы флагманским штурманом. Этот пост, хоть и важный — начальник всех штурманов, но флагманский штурман имел лишь скромное звание полковника и не имел возможности продвигаться дальше. Кроме того, отец Макарова служил на суше, что считалось второстепенным для «истинных моряков».

В 1858 году Степан поступил в Морское училище Восточного океана, эквивалентное штурманскому корпусу. Эти учебные заведения выпускали не мичманов, как Морской кадетский корпус, а прапорщиков корпуса штурманов флота. Хотя их называли «офицерами», но… «Настоящие флотские» штурманы были презираемы — они были на кораблях почти изгоями.

«Штурманы — презренные, но необходимые для России, понимающие свою роль. Поэтому пусть их допускают в кают-компанию и дают шарк. Но во время боя не допускать их на верхнюю палубу, ибо их ужасный вид смущает бой».

Этот «Указ Петра I», время от времени всплывающий в истории флота, — подделка. Он был придуман в те годы специально для уничтожения штурманов…

Макарову удаётся выйти за пределы установленных рамок. В своём дневнике он фиксирует свои планы на праздники: прочитать все книги в библиотеке, закончить перевод, повторить материал по различным предметам. Каждый день он намерен уделять время обучению. Его старания не остаются незамеченными. В 1864 году Макаров отправляется на практическое плавание на корвете «Богатырь» под командованием адмирала Попова. Это большая честь, но Макаров испытывает недовольство, боясь, что год на корвете может заставить его забыть прежние знания. Однако адмирал поддерживает его стремление к обучению, организуя уроки по астрономии и истории.

Юноша мотивирован, но осознаёт, что знания бесполезны, если не применить их на практике. Он сам не в силах нарушить установленные рамки, и лишь благодаря вмешательству адмирала Попова, который обращается к императору, Макаров получает звание гардемарина флота в 1865 году по просьбе брата царя, главы Морского министерства, генерал-адмирала, великого князя Константина Николаевича. Он принимается в Морской кадетский корпус, продолжая своё обучение.

Происхождение более чем сомнительное

До приобретения первого «истинного» офицерского звания мичмана оставалось всего два года… Его профессиональное развитие происходило медленно, в отличие от коллег-офицеров, рвущихся вперед по карьерной лестнице. Макаров предпочитал идти своим собственным путем.

Его уникальные навыки в области теории и практики морских дел, кораблестроения, океанографии, умения управлять судном и технологии военного флота были признаны безусловно. Его научные работы регулярно публиковались, а его инновации, такие как применение минных катеров, успешно внедрялись. Особенно стоит отметить успехи Макарова в области радиофикации флота — он первым оценил важность изобретения Александра Попова. Первая в мире радиограмма на дальнее расстояние была послана в 1900 году команде ледокола «Ермак» по его инициативе: «Около Лавенсаари оторвало льдину с пятьюдесятью рыбаками. Оказать немедленную помощь в спасении этих людей». Все это было связано с Макаровым, так как первый в мире ледокол «Ермак» был его заслугой, начиная от концепции и заканчивая постройкой.

При добавлении к этому глубоких исследований в области военного дела, например, опубликованной в 1897 году в журнале «Морской сборник» статьи «Рассуждения по вопросам морской тактики», можно сказать, что Макаров был примерным флотоводцем.

Однако называть его флотоводцем следует с осторожностью. К сожалению, до рокового 1904 года Макаров не командовал ни одним из флотов России, и у него не было опыта военного флотоводства. Этому способствовали его «неправильное» происхождение и образование. Единственное крупное соединение, которым он командовал, была Средиземноморская эскадра. Макаров провел ее через Суэцкий канал во Владивосток в мае 1895 года. Переправа через море в течение полугода — это сложное и даже опасное дело. Однако эскадра не является флотом, а переход — не сражение.

Часто слышно утверждение, что если бы адмирал Макаров не погиб в трагических обстоятельствах, Россия могла бы одержать победу в войне с Японией. Однако это утверждение может быть обусловлено классической путаницей между причиной и следствием.

Возможно, история войны могла бы сложиться иначе, если бы российское руководство прислушалось к предупреждениям адмирала Макарова. Его доклад, в котором предсказывалось возможное нападение японцев на флот, был проигнорирован и убран в архив.

В начале 1900-х годов Макаров выражал беспокойство по поводу медленного темпа строительства крепости в Порт-Артуре, указывая на возможные последствия:

«Потеря Порт-Артура нанесет серьезный удар по нашему положению на Дальнем Востоке. Флоту придется отступить к Владивостоку, лишившись главной базы, и ограничить свои действия. Чтобы этого избежать, необходимо укрепить Порт-Артур до неприступности».

Однако это предупреждение осталось без должного внимания, и к началу войны в 1904 году было завершено всего 20% запланированных работ.

Цена велика

В 1903 году российский адмирал Степан Макаров отправил докладную записку, предупреждая о том, что Россия отстает от Японии в строительстве военного флота. Его тревожные прогнозы были проигнорированы властями. В то же время министр финансов Сергей Витте заявил о необходимости свернуть программу новых кораблей из-за отсутствия финансовых средств.

Макаров выразил свою озабоченность возможной войной с Японией в письме другу, гидрографу Фердинанду Врангелю. Он предвидел неблагоприятное положение России в случае конфликта. Даже после атаки на русскую эскадру в Порт-Артуре, были шансы исправить ситуацию. Макаров требовал перебросить миноносцы на Дальний Восток, но его требования не были выполнены.

События развивались дальше, и известно, как все закончилось — войной России и Японии в 1904-1905 годах, которая привела к поражению русского флота и подписанию Портсмутского мира. Этот исторический эпизод свидетельствует о важности адекватного реагирования на предупреждения и критические ситуации, а также о цене, которую приходится платить за недооценку угрозы.


close
Наши информационные каналы
close
Зарегистрировавшись, вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и соглашаетесь с тем, что информационно-аналитический портал 1RRE может иногда связываться с вами о событиях, анализах, новостях, предложениях и т. д. по электронной почте. Рассылки и письма от 1RRE можно найти по маркетингу партнеров.