Когда ждать обновления: замена старых лифтов в многоэтажках

Фото: ShutterStock

В России более 70 тысяч лифтов в многоэтажных домах исчерпали свой ресурс, однако из-за нехватки новых подъемников срок их службы был продлен еще на пять лет. Эти «старички» продолжают работать, несмотря на их изношенность и возможные проблемы. В такой ситуации возникает вопрос: почему в стране сокращается выпуск новых лифтов? Исполнительный директор Национального лифтового союза и генеральный директор ассоциации «Российское лифтовое объединение» Петр Харламов объясняет, что основными причинами являются недостаток финансирования и нехватка современных технологий. Это ставит под сомнение безопасность отечественных лифтов и вызывает опасения у жильцов многоэтажек. Об этом пишет 1rre.ru

Новые лифты в старых домах: когда ждать перемен?

В России более 70 тысяч лифтов в многоэтажных домах исчерпали свой ресурс, но срок их эксплуатации был продлен на пять лет из-за нехватки новых подъемников. Эти «старички» продолжают функционировать, хотя и с очевидными проблемами. В интервью для aif.ru Петр Харламов, исполнительный директор Национального лифтового союза и генеральный директор ассоциации «Российское лифтовое объединение», рассказал о текущем состоянии лифтового хозяйства в стране и причинах снижения выпуска новых лифтов.

По словам Харламова, действительно, лифты, которые выработали нормативный срок эксплуатации в 25 лет, получили разрешение на использование еще на пять лет, то есть до 2030 года. Это решение основывается на ежегодных технических освидетельствованиях, проводимых экспертами, которые дают разрешение на эксплуатацию, если лифт в исправном состоянии. Однако после 2030 года продление сроков будет невозможно.

лифт

Проблема устаревших лифтов не возникла внезапно. Она существует уже несколько лет, и аналогичные меры были приняты еще в 2020 году. В результате, некоторые лифты могут находиться в эксплуатации более 30 лет, хотя точные данные по этому вопросу отсутствуют. Учет ведет Ростехнадзор, но информация может варьироваться из-за участия нескольких ведомств.

Необходимость замены старых лифтов на новые очевидна, однако статистика показывает, что производство лифтов в России сокращается. В первом квартале текущего года объем производства упал на 10%. Это связано с отсутствием заказов: фонды капитального ремонта подали на 40% меньше заявок на замену лифтов, чем в аналогичный период прошлого года.

Харламов подчеркивает, что в России функционирует десять крупных производителей лифтов и множество малых и средних компаний, которые в сумме способны производить до 60 тысяч лифтов в год. Но, несмотря на это, ситуация остается сложной. В феврале этого года срок службы 50 тысяч лифтов был продлен, а еще 60 тысяч подъемников устареют до 2030 года.

При наличии достаточного финансирования отечественные производители могут заменить все устаревшие лифты в многоэтажках до 2030 года. Однако основная проблема заключается в нехватке средств у региональных фондов капитального ремонта. Хотя собственники жилья исправно платят взносы на капремонт, накопленных средств недостаточно для замены старых лифтов. Муниципальные и региональные власти не оказывают необходимой поддержки, и многие жители оказываются без помощи.

На уровне федерального бюджета финансирование замены лифтов также отсутствует. Единственным источником средств остаются ежемесячные коммунальные платежи. Однако ставки взносов на капитальный ремонт варьируются в разных регионах. Например, в Московской области собственники платят около 25 рублей с квадратного метра, в то время как в других регионах ставки могут быть в два раза ниже. Это делает замену устаревших лифтов практически невозможной, поскольку полная стоимость нового оборудования, включая установку и демонтаж старого, составляет минимум четыре миллиона рублей.

Замена старых лифтов в многоэтажках

В интервью обсуждается зависимость лифтостроительной отрасли России от внешних поставок. Представитель отрасли указывает, что хотя в целом ситуация улучшается, некоторые важные компоненты, такие как частотные преобразователи, все еще импортируются из других стран, включая Китай и Турцию. Эти узлы необходимы для обеспечения плавности работы лифтов, включая движение кабин и открытие дверей.

Также поднимается вопрос о производстве скоростных лифтов, которые требуются для новых высотных зданий. Несмотря на то что российская промышленность начала выпускать такие лифты, объемы производства пока недостаточны, и страна все еще находится в процессе наращивания возможностей.

Обсуждая достижения России в других областях, таких как космические технологии, собеседник выражает недоумение по поводу неспособности полностью перейти на отечественное производство лифтов. Это связано с тем, что многие импортируемые компоненты требуют сложной микроэлектроники, в которой Россия традиционно отставала. Минпромторг выделил субсидию на разработку этих технологий, но сроки выполнения остаются неопределенными.

В отношении безопасности новых лифтов, производимых в России, собеседник уверяет, что они соответствуют самым строгим международным стандартам. Ведется работа над внедрением инновационных решений, которые сделают лифты более комфортными и безопасными.

В заключение, собеседник надеется, что к 2030 году в российских многоэтажках не останется старых лифтов, но для этого необходима поддержка со стороны правительства и принятие конкретных решений, способствующих развитию отрасли.


close
Наши информационные каналы
close
Зарегистрировавшись, вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и соглашаетесь с тем, что информационно-аналитический портал 1RRE может иногда связываться с вами о событиях, анализах, новостях, предложениях и т. д. по электронной почте. Рассылки и письма от 1RRE можно найти по маркетингу партнеров.