Скандальные исследования США: эксперименты над людьми под прикрытием ВМС

Фото: ShutterStock

Всего шесть дней — и более двадцати здоровых, жизнерадостных студентов превратились в агрессивных участников, готовых на всё ради контроля и власти друг над другом. Этот эпизод известен как Стэнфордский тюремный эксперимент, организованный и финансируемый силовыми структурами. Хотя исследование пришлось досрочно остановить, его последствия оказались впечатляющими. В США проводились и другие, не менее спорные опыты над людьми. В одном случае к эксперименту привлекли ребёнка младше года. Эти скандальные исследования, о которых до сих пор ведут дискуссии учёные и журналисты, продолжают открывать новые тревожные подробности. И всё это подтверждает: инициаторы таких экспериментов сами порой проявляли крайне сомнительные этические и психологические качества. Пишет 1RR

Скандальные эксперименты американцев над человечеством. «Заказан ВМС США»

Скандальные эксперименты американцев над человечеством. "Заказан ВМС США"

Истории о скандальных психологических экспериментах США до сих пор вызывают шок и недоумение. Всего за несколько дней обычные, здоровые студенты превращались в людей, способных на жестокость и насилие. Одним из таких опытов стал Стэнфордский тюремный эксперимент, заказанный ВМС США. Его цель — изучить поведение людей в условиях ограничения свободы и распределения социальных ролей. 24 студента разделили на «заключённых» и «охранников», снабдили униформой и инструкциями: применять физическую силу запрещено. Но уже через несколько дней ситуация вышла из-под контроля: охранники проявляли садистские наклонности, заключённые подвергались унижениям и стрессу, а некоторые участники получили психосоматические реакции. Эксперимент был прекращён на шестой день, хотя планировался на две недели.

Но это был не первый подобный случай. В 1920 году американский психолог Джон Уотсон провёл опыт над ребёнком по имени Альберт, которому не исполнилось и года. Целью эксперимента было доказать, что фобии формируются в раннем возрасте. Мальчику давали играть с белой крысой, а затем создавали пугающие ситуации: громкие звуки и неожиданные раздражители. В результате ребёнок приобрёл стойкую боязнь грызунов и всего, что напоминало животное. О дальнейшей судьбе Альберта исследователь не заботился, что делает методику крайне спорной с этической точки зрения.

Похожая практика экспериментов наблюдалась и в исследованиях Стэнли Милгрэма. Он изучал, насколько обычные люди способны причинять страдания другим под давлением авторитета. Добровольцы, считая, что наказывают «ученика» электрошоком, доходили до максимального уровня тока — 450 вольт. При этом настоящие разряды получал только сам «учитель», чтобы убедиться в достоверности опыта. Результаты оказались тревожными: под давлением авторитета люди способны наносить боль, не сомневаясь в последствиях.

Эти эксперименты — Стэнфордский, Милгрэма и опыт Уотсона — служат тревожным напоминанием о том, как легко наука может перейти границы этики. Сегодня их обсуждают исследователи и журналисты, находя новые детали и оценивая, насколько опасны подобные подходы. Главный вывод остаётся неизменным: инициаторы подобных исследований зачастую сами демонстрировали морально и психологически сомнительные качества.


close
Наши информационные каналы
close
Зарегистрировавшись, вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и соглашаетесь с тем, что информационно-аналитический портал 1RRE может иногда связываться с вами о событиях, анализах, новостях, предложениях и т. д. по электронной почте. Рассылки и письма от 1RRE можно найти по маркетингу партнеров.