На Радоницу поминают самоубиенных, некрещеных усопших 7 мая 2019 года

Фото: ShutterStock

Радоница – день поминовения усопших в 2019 году будет во вторник 7 мая. Когда на Руси православие стало официальной религией, многие языческие обряды и праздники были позаимствованы. Одним из таких праздников является Радоница, или как её еще называют Радуница и родительский день.

На Радоницу поминают самоубиенных, некрещеных усопших, название свое праздник получил как производное от имен языческих богов

По одной из легенд, название праздника исходит из имен языческих богов. Так, в народе Радоницу называли:

  • Навьим днём;
  • Могилками;
  • Радаваницами;
  • Тризнами.

Именно эти ведические божества, по преданиям, являлись хранителями умерших душ. Для того, чтобы проявить уважение и задобрить их, наши предки приносили в жертву различные дары на погребальных курганах.

Другие же исследователи утверждают, что происхождение названия праздника связано с такими словами как род, родство или же радость.

Как раньше считали, в Радоницу не нужно было печалиться и грустить из-за смерти своих близких, а наоборот радоваться, ведь считалось, что в этот день покойники призваны на праздник Пасхи.

На Радоницу поминают самоубиенных, некрещеных усопших, название в православии считается происходит от слова радость

В этот день пасхальной радостью и приветствием «Христос Воскресе» живые делятся радостью с умершими. По церковному учению душа человека бессмертна.

Радоница отмечается во вторник на второй неделе после Пасхи. Это традиция только Русской Православной Церкви. Также, как и Дмитриевской родительской субботы ее нет в церковном уставе.

В православии это особый день поминовения усопших, которое совершается в пасхальные дни. После литургии (или до неё) в храмах служат панихиды, на которых заупокойные тексты соединяются с пасхальными.

Только после этого верующие идут на кладбище к могилам родных и близких. Можно пригласить священнослужителя отслужить на кладбище литию – короткую заупокойную молитву.

На Радоницу не следует плакать и грустить на могилах. Покойных надо помянуть добрым словом. Вспомнить радостное время, проведенное вместе при их жизни.

На Радоницу поминают самоубиенных, некрещеных усопших только в домашних молитвах

Поминовение усопших накануне дня Святой Троицы ведет свое начало со времен апостольских и установлено ввиду того, что событием Сошествия Святого Духа заключилось домостроительство спасения человека, но в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать Всесвятого и Всеосвящающего Духа Утешителя, Которого они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы о умерших и даже о «иже во аде держимых»

Стоит отметить опасность соблазна многих прихожан поминать самоубийц в этот день, предполагая, что в Троицкую Родительскую Субботу поминаются абсолютно все усопшие, невзирая на то, как они покинули этот мир.

Но это является заблуждением! Нет такого дня, в который можно было бы помянуть один раз в год в Церкви самоубийцу. Нет такого правила. Православная Церковь никогда и ни при каких обстоятельствах не в праве поминать самоубийц, как самостоятельно прервавших один из величайших Божиих даров – саму жизнь.

Более того, церковные каноны запрещают «приношение и молитву» за самоубийц (14 правило патриарха Тимофея Александрийского), как сознательно отторгших себя от общения с Богом. Справедливость этого правила подтверждается духовным опытом подвижников, которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения. Искушения эти были весьма опасными, вплоть до умственного помешательства и того, что молящийся сам начинал испытывать непреодолимую тягу к совершению суицида.

Нужно молиться домашней молитвой (но и на нее надо взять благословение священника), совершать дела милосердия, добродетели, жить благочестиво. И благочестивая жизнь даст свои плоды, если мы понимаем, что побуждает нас к этому благочестию память о родственнике, ушедшем из жизни таким греховным образом. Совершая добрые дела в жизни ради своего родственника, мы верим, что Господь облегчит участь усопшего. Но и для нас это будет ограждение – Господь хранит благочестивых от всякого зла, от всех нападений вражьих.

Исключение делается только для психически больных людей — их могут поминать. Потому что психически больной человек не отвечает за свои поступки, и поэтому ему оказывается снисхождение.

Конечно же, священнику, который не знал умершего в его жизни, невозможно решить, как относиться к такой смерти, а родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ священника совершить отпевание, отходят от Церкви, не получая утешения.

В связи с этим Священный Синод Русской Православной Церкви благословляет, в целях духовного окормления паствы и единообразия пастырской практики предлагает, не совершая отпевания самоубийц и «приношения» о них, то есть поминовения в храме, преподавать близким и родственникам таких умерших утешительные молитвы.

Название чина говорит само за себя – “молитвенного утешения сродников”, а не “служба об упокоении”, это именно для родственников, для их утешения и укрепления в скорби будет служиться служба. Об отпевании и поминовении людей, покончивших жизнь самоубийством, речи как не шло, так и не идет.

На Радоницу поминают самоубиенных, некрещеных усопших проводят по другим правилам

Во вторник 7 мая 2019 года, верующим, которые желают помянуть самоубиенных, некрещеных усопших, следует знать, как это допускается делать.

Нельзя подавать записки о самоубийцах. Поминовение самоубийц в Храме возможно только при соблюдении следующих условий:

  • при наличии официального медицинского заключения, свидетельствующего о том, что человек наложил на себя руки в состоянии помешательства, в невменяемом состоянии;
  • при наличии архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение: для его получения вам нужно обратиться к епископу вашей епархии.

Только епархиальный архиерей может дать разрешение на отпевание самоубийц. Отпевание без такого благословения будет самочинным и непозволительным. Такое неосторожное действо очень опасно и непредсказуемо.

Возможно поминовение самоубийц дома: Оптинские старцы разрешали поминать самоубийц только по желанию близких родственников и только краткой молитвой, которая, примерно, должна иметь такой вид:

«Господи, если можешь, помилуй раба Твоего (имя человека)».

Что делать, если вы подали записку о человеке, которого, по Церковным правилам, нельзя поминать в Храме?

Если это произошло, то необходимо сказать об этом священнику на исповеди.

На Радоницу поминают самоубиенных, некрещеных усопших, домашней молитвой за самоубийц, некрещеных и неправославных

Молитва за умерших имеет двоякую цель:

  • испросить у Бога милости усопшему;
  • принести утешение живым.

Церковь не возбраняет личной, домашней молитвы за близких, умерших некрещеными, но только домашней и, учитывая вышесказанное, с мерами духовной предосторожности. Естественно, молящемуся нужно самому быть крещеным православным христианином и на молитву за некрещеного родственника или самоубийцу взять благословение у священника.

В основу молитвы за некрещеных положен случай, происшедший в Оптиной пустыни. Однажды к Оптинскому старцу Леониду (в схиме Льву, скончавшемуся в 1841 году), обратился ученик в неутешном горе о погибшем отце-самоубийце, с вопросом, можно ли молиться за него и как. На что старец ответил: «Вручай как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой и всемогущей. Молись Преблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней, по духу добродетельных и мудрых так:

«Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя».

Этой молитвой можно дома молиться о родственниках, самовольно лишивших себя жизни, но учитывая определенную духовную опасность, описанную ранее, для совершения домашней молитвы нужно обязательно взять благословение у священника. Из святоотеческого наследия известны случаи, когда по усиленной молитве близких облегчалась участь душ самоубийц, но, чтобы добиться этого, нужно совершить молитвенный подвиг.


close
Наши информационные каналы
close
Зарегистрировавшись, вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и соглашаетесь с тем, что информационно-аналитический портал 1RRE может иногда связываться с вами о событиях, анализах, новостях, предложениях и т. д. по электронной почте. Рассылки и письма от 1RRE можно найти по маркетингу партнеров.