Каким днем в истории России и не только было 11 мая: хроника прошлых лет

Фото: ShutterStock

Воскресенье, 11 мая 2025 года — не просто дата в весеннем календаре. До завершения года остаётся 234 дня, а сам день наполнен событиями, повлиявшими на политическую, культурную и художественную картину мира.

Освящение Константинополя 11 мая 330 года

В 324 году император Константин Великий решил кардинально изменить политический и духовный ландшафт Римской империи. Стремясь объединить разрозненные её части и перенести центр тяжести с запада на восток, он начал строительство новой столицы — Константинополя. Это решение не только имело геополитические последствия, но и стало поворотным моментом в истории христианской цивилизации.

Место для будущей столицы было выбрано не случайно: на месте древнего греческого поселения Византия, у пролива Босфор, где пересекались сухопутные и морские торговые пути. Природа позаботилась о защите города — с трех сторон его окружали воды, а с суши он был легко укрепляем. Такой стратегический выбор обеспечил Константинополю роль одного из важнейших центров античного мира.

Официальное открытие и освящение города состоялось 11 мая 330 года. По инициативе Константина церемонию провели представители христианского духовенства, что стало не только религиозным, но и политическим жестом — демонстрацией отхода от языческого наследия Рима. Особый статус городу придавал и тот факт, что его покровительницей была объявлена Пресвятая Богородица.

С этого дня, 11 мая, в Византийской империи стало официальным праздником. В Константинополе устраивались торжества, а простым жителям раздавали хлеб — символ заботы императора о народе. Столица стремительно росла: появлялись церкви, общественные бани, дворцы, ипподромы, склады, акведуки и порты. Город быстро превратился в крупнейший мегаполис своего времени.

К XII веку Константинополь достиг небывалых масштабов и оставался крупнейшим городом Европы на протяжении столетий. Сегодня он известен как Стамбул, и хотя его название и внешний облик изменились, история всё ещё живёт в его улицах и стенах.

История самой древней печатной книги в мире

В далеком 868 году, когда в Европе еще не знали слова «типография», в Китае уже существовали отлаженные технологии печатания книг. Одним из ярчайших доказательств этому стала «Алмазная сутра» — священный буддийский текст, который по праву считается древнейшей из известных печатных книг с точно установленной датой выпуска.

Этот текст, входящий в собрание Махаяны, посвящен наставлениям для тех, кто стремится следовать путем бодхисаттвы — духовного существа, отказывающегося от личного просветления ради помощи другим. В сутре содержатся размышления о природе восприятия, языка и поступков, а также рекомендации тем, кто только начинает свой путь к духовному пробуждению. Она по-прежнему остается одной из самых почитаемых книг в буддийском мире и переведена на десятки языков.

Судьба «Алмазной сутры» поистине уникальна. Одна из ее древнейших копий была обнаружена случайно в 1900 году китайским монахом Ван Юанлу в так называемой «Пещере тысячи будд» — затерянной в песках пещере Дуньхуан, служившей хранилищем древних рукописей. На конце свитка исследователи нашли точную дату: 11 мая 868 года, что делает его старейшей датированной печатной книгой в мире.

Технически «Алмазная сутра» представляет собой длинный свиток серого цвета, украшенный китайскими иероглифами, нанесёнными методом ксилографии — печати с деревянных досок. Текст аккуратно намотан на деревянный вал и до сих пор сохраняет первозданную чёткость.

Сегодня этот культурный артефакт находится в Британской библиотеке, где занимает почётное место среди самых редких и ценных книг планеты. Его значение выходит далеко за пределы религиозной литературы — он стал символом технологического прогресса и доказательством того, что искусство печати зародилось задолго до Гутенберга.

В России издан манифест об укреплении самодержавной власти 11 мая 1881 года

11 мая 1881 года российская общественность была потрясена публикацией манифеста нового императора Александра III — документа, который окончательно похоронил мечты о конституционных преобразованиях в стране. Этот манифест, прозванный в народе «ананасным» за причудливую стилистическую особенность, стал своеобразной декларацией: либеральные эксперименты закончились, пора вернуться к истокам самодержавной власти.

Александр III стал императором не по первоначальному плану. Старший сын Александра II, цесаревич Николай, должен был унаследовать трон, но внезапно умер от туберкулеза в 1865 году. Судьба распорядилась иначе — после трагического убийства Александра II народовольцами 1 марта 1881 года престол перешел к его второму сыну.

Новый император не стал откладывать разъяснение своих политических взглядов. Уже спустя два месяца после вступления на престол, он выпустил программный документ, в котором недвусмысленно дал понять: курс на реформы его отца остановлен. Манифест утверждал непоколебимость монархической власти и призывал к укреплению «божественного права» правителя.

Особую реакцию в обществе вызвало необычное вступление документа, где речь шла о «грозных ананасах» вместо привычных «напастей» — результат канцелярской ошибки или поэтического изыска, оставшегося непонятым. Этот лингвистический казус породил множество карикатур и шуток, но суть документа осталась далека от легкомыслия.

Фактически манифест Александра III стал идейной основой его внутренней политики. Вместо конституции — усиление цензуры, вместо выборных институтов — опора на православие, самодержавие и народность. Он укрепил вертикаль власти, дал новый импульс деятельности охранки и инициировал ряд консервативных реформ, сделав акцент на усилении контроля над провинциями.

Историки до сих пор спорят о том, что бы стало с Россией, если бы курс либерализации, начатый Александром II, был продолжен. Но 11 мая 1881 года стало символом другого поворота — к стабильности ценой свободы, к порядку через подчинение.

Основание Американской академии киноискусств 11 мая 1927 год

11 мая 1927 года стало поворотным моментом в истории мирового кинематографа — именно в этот день была основана Американская академия кинематографических искусств и наук, которая впоследствии подарила миру одну из самых узнаваемых наград — премию «Оскар».

Инициатором создания Академии стал влиятельный голливудский продюсер Луис Барт Мейер, один из основателей киностудии MGM. Его главной задачей было не только укрепление индустрии, но и сдерживание нарастающего давления со стороны профсоюзов. В условиях конца 1920-х годов, когда актёры все активнее стремились к объединению для защиты своих прав, Мейер стремился сохранить контроль за кулисами, перенеся акцент на продюсерскую власть.

Первым главой нового института стал актёр и сценарист Дуглас Фэрбенкс, один из самых популярных артистов своего времени. Именно он выступил с предложением создать премию, которая будет ежегодно вручаться лучшим из лучших в мире кино. Так появилась идея награды, которая позднее получит имя «Оскар».

Фигура статуэтки родилась в воображении арт-директора студии MGM Седрика Гиббонса, а воплотил её в бронзе скульптор Джордж Стэнли. Изящный рыцарь с мечом в руках, стоящий на катушке с кинопленкой, стал символом признания, мечтой всех кинематографистов планеты.

С тех пор «Оскар» вручается ежегодно в более чем двух десятках номинаций, от «Лучшего фильма» до «Лучшего короткометражного анимационного проекта». Церемония давно превратилась не просто в награждение, а в международное шоу, собирающее миллионы зрителей у экранов.

Сегодня, спустя почти столетие, Академия остаётся одним из главных авторитетов в мире кино, а её решение о вручении золотой статуэтки по-прежнему способно изменить карьеру и судьбу любого режиссёра или актёра.

Основание фирмы грамзаписи «Мелодия» 11 мая 1964 года

11 мая 1964 года в СССР появилась организация, которой суждено было озвучить целую эпоху. В этот день была основана Всесоюзная фирма граммофонных пластинок «Мелодия», находившаяся под непосредственным контролем Министерства культуры Советского Союза. Для миллионов советских граждан фирменные винилы с логотипом «Мелодии» стали настоящим порталом в мир музыки — от симфоний Шостаковича до рок-н-ролла, просочившегося сквозь железный занавес.

Фирма управляла целой сетью производств, охватывающей полный цикл — от звукозаписи и тиражирования пластинок и аудиокассет до их распространения по всей стране. В структуру «Мелодии» входили и творческие студии, расположенные в крупнейших культурных центрах — Москве, Ленинграде, Риге, Тбилиси, Ташкенте и других городах.

До 1986 года «Мелодия» оставалась безальтернативным лидером в индустрии звукозаписи — фактически монополистом. Ни одна запись в Советском Союзе не могла выйти в свет, не пройдя через ее руки. В архиве компании — бесценные записи величайших исполнителей ХХ века, как отечественных, так и зарубежных, в том числе тех, кого едва допускали к эфиру на радио.

Сегодня «Мелодия» уже не гремит на весь Союз, но ее миссия продолжается: теперь компания занимается реставрацией и цифровым переизданием записей из своего богатейшего архива. Она сохраняет музыкальное наследие, которое было услышано миллионами и стало частью культурного кода целой эпохи.


close
Наши информационные каналы
close
Зарегистрировавшись, вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и соглашаетесь с тем, что информационно-аналитический портал 1RRE может иногда связываться с вами о событиях, анализах, новостях, предложениях и т. д. по электронной почте. Рассылки и письма от 1RRE можно найти по маркетингу партнеров.