Эксплуатацию самолета Ту-144 прекратили, ввиду ряда объективных причин

Фото: ShutterStock

Почему прекратили эксплуатацию советского сверхзвукового самолета Ту-144 можно объяснить достаточно просто. Он был слишком дорогим  в обслуживании. К тому, этому лайнеру требовались постоянные доработки, что стоило немалых средств экономики Советского Союза. Несмотря на то, что советский Союз осуществлял перевозки при его помощи буквально несколько лет, он смог выгнать гонку в создании сверхзвуковой авиатехнике.

Ту-144 первый в мире сверхзвуковой самолет

Советский авиалайнер Ту-144  был первым в мире самолетом, который преодолел звуковой барьер. Только спустя несколько месяцев произвел свой первый полет знаменитый «Конкорд». Стоит отметить, что советский лайнер по ряду показателей даже превосходил свой французский аналог.

Развиваться же сверхзвуковое самолетостроение в гражданской авиации начало после Второй мировой войны. Первоначально за основу брались сверхзвуковые военные бомбардировщики. Но создать на их основе пассажирское судно оказалось не просто.

В это же время началась и гонка за создание подобного судно. Так, Великобритания и Франция в начале 60-х годов начали строительство такого лайнера. Затем СССР начал разработку лайнера, который мог бы развивать скорость до 2700 км/час. Вели разработки и Соединенные Штаты.

Работа над созданием Ту-144

В СССР работа по созданию сверхзвукового самолета велась ОКБ Туполева. Его руководителем стал Алексей Туполев. Команде конструкторов в процессе пришлось столкнуться с рядом новых вопросов в области самолетостроения.

Конструкция самолета имела свои особенности и облик его выглядел стремительно. Впервые макет Ту-144 был представлен на рассмотрение в 1965 году, а уже к 1966 году был готов и утвержден его полноразмерный макет.

Новаторством стало применение титана при постройке самолета. В нем также была установлена авиационная электроника последнего поколения. Салон лайнера был повышенной комфортности.

Макет «Конкорд» был продемонстрирован в декабре 1967 года, и советская власть потребовала от разработчиков, чтобы Ту-144 обязательно взлетел раньше проекта англичан и французов.

Первые полеты советского Ту 144

Первый полет советского Ту-144 произошел 31 декабря 1968 года. Экипаж возглавил заслуженный летчик-испытатель ОКБ Туполева Эдуард Елян. Длительность первого полета сверхзвукового лайнера составила 37 минут.

Для Советского Союза это означало получение приоритета в создании сверхзвуковой техники и успешное применение ее в гражданской авиации. Только через 2 месяца в небо поднялся «Конкорд», и СССР праздновало победу в гонке.

После этого потребовалось преодолеть звуковой барьер. Впервые он был преодолен 5 июня 1969 года. Спустя год была преодолена скорость в 2 Маха. Самолет смог развить скорость, которая составила 2150 км/ч. При этом преодолеть он мог столько 2920 км, то есть опытный образец не дотягивал до изначально поставленных требований. Были выявлены и недостатки в конструкции.

Серийное производство Ту-144

В 1971 году было принято решение начать серийное производство Ту-144 на Воронежском авиазаводе. Постепенно конструкция обновлялась и совершенствовалась, а первый серийный самолет этой марки взлетел в марте 1972 года.

Продолжались и испытания лайнер. Прежде чем взять на борт пассажиров его стали использовать в качестве грузового. В это время самолет осуществлял перелеты в европейские страны.

Участвовал Ту-144 и в международных авиасалонах. Один из них происходил в Ле Бурже. Здесь случилась первая катастрофа лайнера. Он развалился на части в воздухе, в результате чего погибли все члены экипажа, а также 8 человек, находившиеся в это время на земле. Обстоятельства крушения засекретили.

Катастрофа не остановила разработки и в 1977 году Ту-144 начал производить пассажирские перевозки по направлению из Москву в Алма-Аты. Дальность перелета составляла 3260 км, а скорость лайнера порядка 2000 км/ч.

Почему прекратили производить Ту-144

Испытания усовершенствованной модели, которая должна была преодолеть большее расстояние состоялось в мае 1978 года, и завершилось неудачей. В одном из двигателей произошло возгорание, и погибло 2 члена экипажа. Вскоре было принят

В результате десятилетий работы над созданием сверхзвукового самолета был сделан вывод о том, что это весьма затратное дело. Советская экономика его просто не тянула. При этом его нельзя было продавать за границу, а в СССР для него просто не было подходящих маршрутов.

Стоит отметить, что у «Конкорда» были примерно те же трудности. Но он смог пролетать до 2003 года. И в итоге место в небо досталось гораздо более экономичным лайнерам, летающим на дозвуковых скоростях. При этом сейчас продолжается вестись работа по созданию сверхзвукового самолета второго поколения.


close
Наши информационные каналы
close
Зарегистрировавшись, вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и соглашаетесь с тем, что информационно-аналитический портал 1RRE может иногда связываться с вами о событиях, анализах, новостях, предложениях и т. д. по электронной почте. Рассылки и письма от 1RRE можно найти по маркетингу партнеров.