31 июля — это дата, которая имеет особое значение для многих, так как отмечается праздник Омельянова дня или Омельяна. Этот народный праздник восходит к почитанию христианского мученика Емилиана Доростольского.

31 июля — не просто дата в календаре, а день, пронизанный древними традициями, суевериями и церковной памятью. В этот день православный мир вспоминает святого Емилиана Доростольского, чья судьба оставила яркий след в истории раннего христианства, а русская деревня — завершает жатву и заглядывает в баню с особой осторожностью.
Святой, победивший огонь
По церковному преданию, Емилиан был рабом при знатном градоначальнике в эпоху, когда исповедовать христианство было смертельно опасно. Вопреки страху и под страхом пыток, он решился на отчаянный поступок — разбил идолов и языческий алтарь. Когда начались гонения, Емилиан взял вину на себя, спасая невинных. За это его подвергли жестоким истязаниям и приговорили к сожжению. Но огонь не тронул праведника — напротив, обжёг преследователей. Пламя чудесным образом угасло, а сам мученик, с молитвой на устах, тихо отошёл ко Господу. С тех пор день его памяти — 31 июля — отмечается ежегодно.
Жатва, святая вода и веник на счастье
В народе этот день известен как Омельянов. Крестьяне завершали уборку ржи и затачивали серпы, которые выкладывали вдоль поля — для освящения. Священники окропляли орудия святой водой, прося у Господа защиты урожая и мира на землю.
Хотя поле давало передышку, работа не заканчивалась. Наступала пора засолок, варки варенья и зимних припасов. Женщины сутками не отходили от печки, стараясь сохранить летнее изобилие на долгие холодные месяцы.
А вечером — баня. Но не просто гигиена, а настоящий ритуал. Веники делали с добавлением колосков ржи — для силы, здоровья и благополучия. Считалось, что такая парилка придаёт бодрость на весь год.
Опасная парилка и мрачный обитатель
Баня на Руси — место сакральное. Не просто уголок чистоты, а порог между двумя мирами. Именно здесь, по поверьям, обитал банник — тёмный дух с волосатым телом, закрытым веничными листьями, без одежды и человеческого облика. Сильные руки банника могли задушить, а зло — обжечь кипятком или насытить воздух угаром.
Особенно опасным считался вход в баню с нательным крестом — это считалось неуважением к духу. За такое банник мог страшно отомстить. В некоторых регионах верили, что он может принять форму кота, уголька или даже веника — и если замечали странный предмет в парной, молились и крестились. В бане не вешали икон и всегда заходили туда с тревожным почтением. По древней традиции, перед входом брали с собой камешек с надписью: «Черту в лоб!» — чтобы отогнать нечисть.
Приметы на Омельяна: читать небо, как книгу
День Омельянов был также временем предсказаний. Наши предки умели читать природу — берёзы, ели, гром и даже ветер становились для них вестниками будущего.
Если 31 июля стояла тёплая и ясная погода — осень будет мягкой и солнечной.
Шум дождя или сырой воздух сулили мокрую осень.
Жаркий сухой день предвещал крепкие морозы в декабре.
Появление жёлтых листьев на берёзе — знак ранней осени.
Еловые шишки — предвестники тёплой затяжной осени и поздних холодов.
Гром был индикатором стихии: глухой — к мелкому дождю, звонкий — к ливню, а отрывистый — к прояснению.
Так на Руси соединялись вера и наблюдение, молитва и быт. День Омельяна — напоминание о жертве святого и в то же время — живой отпечаток народной души, где каждый веник, колосок и камушек имели значение.