Женская X-хромосома нужна для развития сперматозоидов, выяснили ученые

X-хромосома X-хромосома

Исследователи выяснили, что более 300 генов в женской X-хромосоме нужны для того, чтобы нормально развивались сперматозоиды.  Это говорит о ее двойной природе, а также о том, что половые хромосомы очень быстро эволюционируют.

Х-хромосома считается наиболее изученной частью человеческого генома. Но  последние исследования показывают, что X-хромосома быстро эволюционирует, и она связана с работой системы размножения у мужчин, сообщил Дэвид Пейдж из Института биомедицинских исследований имени Уайтхеда в Кембридже.

Большая часть млекопитающих имеют в половых клетках две хромосомы X и Y  у самцов, и две X – у самок.  Ученые сравнили структуру X-хромосом человека и мыши и выделили сходства и различия.

Пейдж и его коллеги расшифровали данные хромосомы полностью, а не частями, как это делают генетики, дабы исключить возможность пробелов и лишних повторов.

Сравнив женские хромосомы, они выяснили, что общими для человека и мыши являются более 95% их генов.  Еще 340 генов имеют разные функции у человека и мыши, но они были активными в первичных половых клетках яичек, участвуя в формировании сперматозоидов.

Х-хромосома человека возникла 80 млн. лет назад в процессе раздельной эволюции людей и мышей, это говорит о том, что  женская хромосома быстро меняется. Ранее ее считали наиболее стабильной частью генома.

По материалам РИА Новости.

22 Июля 2013 12:15