Проблемы российских туроператоров сохранили свою остроту

Фото: ShutterStock

Несмотря на прохождение экономикой «дна кризиса», возврату нефти к относительно приемлемому уровню, полное «открытие» туристической Турции и прочим макроэкономическим радостями, трудности вовсе не оставили отечественную туристическую индустрию. Странности ситуации добавляет и то, что статистика отмечает устойчивый рост внутреннего и выездного туризма.

Из-за ЧМ 2018 существенно вырос и въездной туризм. Тогда становится решительно непонятно чего, собственно, не хватает туроператорам при положительной динамике по всем направлениям, кроме разве что отсутствия роста реальных доходов россиян.

Почему кризис не отступает

Правдоподобными выглядят два объяснения, которые не противоречат друг другу и могут действовать совместно.

Доходы населения – ключевой момент. Дело не только в их сокращении, но и в стойком ожидании неприятностей. Персональных в виде урезания зарплаты или сокращения. И общей волны негатива, только усилившейся из-за санкций, пенсионного вопроса и прочих информационных «подарков» от СМИ.

Стоит отметить, что российские силовики и часть чиновников, ранее стабильно обеспечивавших спрос на загранпутевки, остались «невыездными». Доллар не очень сильно, но весьма неприятно «потяжелел» в самый неподходящий момент. Никуда не делась и страсть государства к припискам.

Вполне вероятно, что рост турпотока «дутый». Или если даже предположить, что государство честно, то рост турпотока локализовался так, что выиграли совсем немногие участники рынка. Впрочем, и тут вопросы.

По классике кризиса, наибольший ущерб получают мелкие участники, крупные же проходят проблемы более гладко и «вознаграждаются» за счет менее удачливых конкурентов. Сейчас же проблемы возникли не у каких-то мелких деятелей, но у нескольких крупных компаний.

Вторая причина прозаична. Есть высокая вероятность, что туристический рынок просто подвергнут переделу. Поскольку интерес к рынку есть, его показатели растут, вполне вероятно желание имеющих возможность «немного отрезать» его в свою пользу. Тем более проблем у туркомпаний хватает, и на фоне уже становящегося системным финансово-экономического кризиса «добавить проблем» ненужным фирмам проще простого.

В проигрыше, как всегда, потребитель услуг. В конце концов, он может и вовсе уничтожить сферу туристических услуг. Богатые будут заказывать эксклюзивные туры без посредников через «vip» интернет-ресурсы. Бедные, которых становится все больше, не поедут никуда. А средний класс что-либо придумает, минуя ненужных посредников.


close
Наши информационные каналы
close
Зарегистрировавшись, вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и соглашаетесь с тем, что информационно-аналитический портал 1RRE может иногда связываться с вами о событиях, анализах, новостях, предложениях и т. д. по электронной почте. Рассылки и письма от 1RRE можно найти по маркетингу партнеров.