Будет ли отстранение от работы с 15 ноября 2021 года для тех, кто не привился

Фото: ShutterStock

Требование об отстранении россиян от работы за отказ прививаться от COVID-19 (в тех отраслях, где вакцинация по постановлению властей является обязательной) вызвало серьёзные разногласия среди представителей бизнеса и юристов. Такая мера, напомним, может коснуться работников городских компаний уже 15 декабря. С этого дня без вакцинации хотя бы 80% сотрудников не смогут работать рестораны, курьерские службы, объекты розничной торговли, организации сферы образования и т. д.

Поскольку прививка от COVID-19 включена в общероссийский календарь прививок, руководство ряда субъектов РФ обязало руководителей компаний в «рискованных» сферах деятельности отстранять работников, которые не сделали прививку.

Кого не допустят к работе с 15 ноября

В Сети появилась информация о том, что в Санкт-Петербурге с 15 ноября к работе не допустят сотрудников, которые не имеют сертификата. Такая мера может коснуться работников городских компаний. Без прививки хотя бы 80% сотрудников не смогут работать рестораны, курьерские службы, объекты розничной торговли, организации сферы образования и т. д.

В условиях опасной эпидемиологической обстановки все работодатели должны выполнять и проводить санитарно-профилактические мероприятия, в том числе прививки, как того требует федеральный закон (№ 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999, ст. 11 и ст. 29 соответственно).

Однако, если у работника есть уважительная причина не вакцинироваться, то его нельзя не допускать к работе. Такой сотрудник должен принести своему работодателю медицинскую справку от врача о том, что ему противопоказана прививка. Важно помнить, что пункт 1 статьи 5 федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ предусматривает, что сотрудник имеет право отказаться от коронавирусной вакцинации. Работодатель не имеет права заставить работника прививаться.

Какие документы указывают на возможность отстранять от работы невакцинированных сотрудников

Компетентные ведомства уже выпустили письма, в которых нормами из разных нормативных правовых актов (НПА) обосновали законность отстранения от работы невакцинированных работников в некоторых сферах деятельности. Основные выводы содержатся:

  • в письме Роструда от 13.07.2021 № 1811-ТЗ (далее — письмо Роструда № 1811-ТЗ);
  • в письме Минтруда России от 23.07.2021 № 14-4/10/П-5532 «О направлении разъяснений Минтруда России и Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных» с рекомендациями действий для работодателей (далее — Совместные разъяснения).
Норма закона Нормативный акт
Прививка от коронавируса внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
  • Приказ Минздрава России от 09.12.2020 № 1307н «О внесении изменений в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 г. № 125н»;
  • Приложение № 2 к Приказу Минздрава России от 21.03.2014 № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям»*
Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач РФ, главные государственные санитарные врачи субъектов РФ. Статья 10 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (в ред. от 11.06.2021)**
В соответствии с постановлениями главных государственных санитарных врачей в субъектах РФ работодатели обязаны организовать проведение профилактических прививок от коронавирусной инфекции для своих работников. Постановления главных государственных санитарных врачей более чем 40 субъектов РФ***
Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника […] в других случаях, предусмотренных […] другими федеральными законами […] РФ. Часть 1 ст. 76 ТК РФ
Отсутствие профилактических прививок влечет: […] отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями (Пункт 2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ). Пункт 2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ

Разъяснения Минтруда

Минтруд России в своем новом письме пояснил, что указанные разъяснения носят рекомендательный характер, не являются нормативным правовым актом и не формируют новых обязательств для работодателя и работника (Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 августа 2021 г. № 14-2/ООГ-7691).

В письме Минтруда России также сообщается, что вопросы, связанные с проведением вакцинирования против COVID-19, регулируются не трудовым законодательством, а законодательством в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Поскольку федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в указанной сфере, является Роспотребнадзор, туда и направлено соответствующее обращение.


Общество 14.05.20240

Михаил Мишустин, претендующий на пост председателя правительства, выделил шесть основных направлений, на которые будет сосредоточено внимание будущего кабинета министров. Он...

close
Наши информационные каналы
close
Зарегистрировавшись, вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и соглашаетесь с тем, что информационно-аналитический портал 1RRE может иногда связываться с вами о событиях, анализах, новостях, предложениях и т. д. по электронной почте. Рассылки и письма от 1RRE можно найти по маркетингу партнеров.