С 1 декабря 2018 года началась тестовая эксплуатация беспилотников на дорогах общего пользования Москвы и Татарстана: в течение трех лет на дороги выйдут сотни роботизированных автомобилей. Соответствующее распоряжение подписал премьер Дмитрий Медведев.

Пока беспилотники не буду ездить в полностью автономном режиме: за рулём всё равно должен сидеть оператор, который несёт ответственность, и берёт управление в сложных условиях. Это нормальная мировая практика.
Эксперимент нужен в первую очередь для разработки законодательной базы, ведь до сих пор совершенно неясно, кто всё-таки несёт ответственность в случае ДТП и на какие дороги его можно пустить в первую очередь. Современные правила дорожного движения в принципе не предполагают, что за рулём автомобиля может находиться не человек.
В идеале, по результатам опыта будут сформулированы требования к беспилотникам, а в нормативы (ПДД, КоАП, УК) внесены необходимые поправки, которые сделают возможным управление в частично или полностью автономном режиме.
Испытание беспилотной техники идут сегодня во многих странах, но российский эксперимент имеет и самоценность: одно дело колесить по чистой Калифорнии, и другое — по зимним дорогам России с плохо видимой разметкой, нелогичными знаками и отчаянными соседями по потоку.

Отличить беспилотные машины в общем автомобильном потоке можно будет по знаку с буквой «А».
«Для обеспечения безопасности каждый беспилотный автомобиль будет оснащен специальным знаком «А», что означает «Автономное вождение», — рассказал пресс-секретарь Национальной технологической инициативы «Автонет» Ярослав Федосеев.
Главная цель этого эксперимента — посмотреть на поведение беспилотного транспорта и других участников дорожного движения, как они будут взаимодействовать. Сколько машин выйдет на дороги — пока не уточняют. Это будет зависеть от технических характеристик авто. Разработчикам нужно будет получить разрешение для выезда на дороги Москвы.
«С 1 декабря любой разработчик беспилотных автомобилей, например, «Яндекс», «КАМАЗ», может подать заявку в центр испытаний НАМИ, где авто проверят, дадут заключение. После машина, прежде чем выйти на дороги Москвы, должна быть застрахована на 10 млн рублей (такая сумма покроет расходы в случае ДТП). Машину страховать должна компания разработчика», — объяснил Ярослав Федосеев.
После получения разрешения компания сможет выпустить авто на дороги Москвы. Но не самостоятельно. Пока в салоне обязательно должен быть живой пилот — инженер беспилотной машины. Звучит абсурдно, конечно, беспилотный автомобиль с пилотом.
Но без тестирования и 100% гарантии выпускать новый вид транспорта в Москве (да, и любом городе) довольно опасно. На первом этапе под беспилотной эксплуатацией подразумевают, что во время движения авто инженер не прикасается к управлению. Если все же на дороге случится ДТП, то ответственность будет нести компания разработчика.
Эксперимент будет проводиться до 2022 года. За это время важно определить: первое — экономическую модель использования высокоавтоматизированных транспортных средств, второе — понять коммерческое использование и третье — дальнейшее развитие рынка умной мобильности.