Тайна взрыва шаттла «Челленджер»: запутанная история самой страшной космической катастрофы XX века

Фото: ShutterStock

Утром 28 января 1986 г. территорию Космического центра им. Кеннеди огласил уже привычный рев твердотопливных ускорителей и двигателей RS-25. Он ознаменовал 25-й запуск системы Space Shuttle. Корабль многоразового использования Challenger, на борту которого находился экипаж из семи астронавтов, устремился в безоблачное небо. Но вместо триумфа мир получил самую страшную трагедию.

Взрыв шаттла «Челленджер»

Космическая миссия STS-51L вошла в историю как самая страшная космическая катастрофа. На 73-й секунде полета, когда Challenger находился на высоте 15 км, на его месте образовался огромный огненный шар. Запуск в прямом эфире транслировался по телевидению, так что о трагедии моментально узнала вся страна. Катастрофа имела огромные последствия как для программы Space Shuttle, так и для всей американской космонавтики, навсегда разделив ее на «до» и» «после».

Тайна самой страшной космической катастрофы XX века по-прежнему не дает покоя мировому сообществу

Старт произошел в 11 часов 40 минут с побережья Флориды. Семь секунд спустя из основания правого ускорителя повалил серый дым. На 58-й секунде полета шаттл начал разрушаться. Из внешнего бака стал вытекать жидкий водород, а давление в нем упало до критического уровня. На 73-й секунде полета бак полностью разрушился, и «Челленджер» превратился в огненный шар. Шансов на спасение у членов экипажа не было: система эвакуации людей на борту отсутствовала.

Тайна взрыва шаттла «Челленджер»

Обломки судна упали в Атлантический океан. 7 марта военные обнаружили на дне моря кабину, в которой находились тела погибших. При обследовании тел выяснилось, что какое-то время после катастрофы трое астронавтов – Смит, Онидзука и Резник, – были еще живы, так как кабина оторвалась от хвостовой части. Им удалось включить персональные приборы подачи воздуха. Но пережить сильный удар о воду они уже не смогли.

К 1 мая из воды было извлечено 55% фрагментов челнока. Расследованием причин крушения несколько месяцев занималась специальная секретная Комиссия Роджерса (названная так по имени ее председателя Уильяма Пирса Роджерса). В ее состав входили ученые, инженеры, астронавты и военные.

Интересно, что помимо официальной версии о технических неполадках как причине катастрофы «Челленджера», есть и другая, чисто конспирологическая. Она гласит, что крушение шаттла являлось фейком, постановкой, организованной НАСА. Но зачем понадобилось губить корабль? Очень просто, говорят конспирологи, программа шаттлов не принесла ожидаемого эффекта, и чтобы не потерять лицо перед СССР – основным конкурентом в области покорения космоса, – США решили поискать повод для прекращения программы и перехода на традиционные одноразовые запуски. Хотя на самом деле шаттлы продолжали строиться и запускаться, взять хотя бы челнок «Колумбия», потерпевший крушение в 2003 году…

А как же погибший экипаж? Те же конспирологические источники утверждают, что в момент взрыва на борту челнока никого не было! И что якобы погибшие астронавты на самом деле живы. Так, Ричард Скоби якобы живет под своим собственным именем, возглавляет компанию «Cows in Trees ltd.». Майкл Смит преподает в Университете Висконсина. Онидзука и Макнейр будто бы выдают себя за собственных братьев-близнецов (не странно ли, что сразу у двоих членов экипажа вдруг оказались братья-близнецы?) А Джудит Резник и Криста Маколифф преподают юриспруденцию — одна в Йельском, другая в Сиракузском университете.

И только о Грегори Джарвисе ничего не известно. Не исключено, что он и стал единственным погибшим на борту! Но понятно, что все это лишь голословные утверждения, и никаких реальных доказательств данной версии не существует. Ну каким образом якобы погибший человек может жить и работать под собственным именем так, чтобы об этом не стало известно широкой общественности? Не говоря уж о «близнецах». Возможно, в США действительно есть люди с теми же именами, что у погибших астронавтов, однако это еще ни о чем не говорит. Так что единственной и основной версией катастрофы с «Челленджером» пока остается технический недосмотр.


02.12.20250

Недавние исследования показывают, что Китай разработал технологию, позволяющую блокировать сигнал спутникового интернета Starlink на определённых территориях. Эта система подразумевает использование...

close
Наши информационные каналы
close
Зарегистрировавшись, вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и соглашаетесь с тем, что информационно-аналитический портал 1RRE может иногда связываться с вами о событиях, анализах, новостях, предложениях и т. д. по электронной почте. Рассылки и письма от 1RRE можно найти по маркетингу партнеров.