Эксперт разъяснил, как работает закон о запрете телефонов в школе с 1 сентября 2024 года

Фото: ShutterStock

С 1 сентября вступает в силу новый закон, который запрещает школьникам в России пользоваться мобильными телефонами на уроках, даже в образовательных целях. Исключение составляют лишь случаи, когда существует угроза жизни. Об этом сообщает сайт 1RR.

Как работает закон о запрете телефонов в школе с 1 сентября 2024 года в Российской Федерации

С 1 сентября 2023 года вступили в силу изменения в Законе об образовании, которые полностью исключают возможность использования мобильных телефонов в учебное время для школьников. Исключение составляют лишь случаи, когда гаджеты необходимы для спасения жизни или здоровья. В связи с нововведением «Фонтанка» провела опрос среди читателей и родителей, чтобы выяснить, как это правило реализуется в реальных условиях.

После принятия инициативы в декабре 2022 года у родителей и педагогов возникло множество вопросов. Одним из главных стало: имеет ли право учитель изымать мобильные телефоны у учеников? И что делать, если телефон потеряется или будет поврежден во время его хранения?

Четких ответов на эти вопросы пока нет. В комитете по образованию Петербурга сообщили, что для исполнения нового требования не нужно разрабатывать дополнительные регламенты или рекомендации от городских властей.

«В каждой школе уже есть локальные акты, такие как правила поведения, которые запрещают использование мобильных телефонов во время уроков, за исключением экстренных случаев», — рассказали в пресс-службе.

При этом ограничения на использование телефонов в перерывах отсутствуют.

«Организационные вопросы могут решаться внутри школы — на заседаниях с участниками образовательного процесса», — добавили в комитете.

В частности, учителя, родители и ученики могут обсудить, следует ли сдавать гаджеты централизованно или же оставить их в портфелях.

На данный момент в школах Петербурга выработалась практика, согласно которой ученики оставляют свои телефоны при входе в класс или хранят их в сумках. Все участники образовательного процесса осведомлены о новом требовании и соответствующих правилах.

Мнения родителей и педагогов разделились. Некоторые поддерживают инициативу, считая, что она поможет сосредоточиться на учебе и уменьшить количество отвлекающих факторов. Другие же выражают опасения по поводу безопасности детей без доступа к мобильным телефонам, особенно в условиях экстренных ситуаций.

Как показывает практика, реализация нового закона потребует от школ гибкости и понимания со стороны всех участников образовательного процесса. Время покажет, насколько эффективно данное нововведение отразится на учебном процессе и поведении учащихся.

Как учителя справляются с новым подходом

С начала учебного года в российских школах продолжается обсуждение правил использования мобильных телефонов на уроках. Как рассказал один из педагогов, ограничение на использование гаджетов действовало еще с прошлого года, однако на практике каждая ситуация рассматривалась индивидуально.

«Некоторые учителя возвращали телефоны после уроков, другие — в конце учебного дня, а третьи — через классного руководителя или родителей», — пояснил собеседник «Фонтанки».

Подобные подходы позволяли учителям гибко реагировать на ситуации, однако за отказ сдать телефон ученики могли быть выгнаны из класса. Чаще всего достаточно было лишь угрозы, чтобы дети не использовали смартфоны на занятиях.

Тем не менее, летом в школах было принято решение, что использование телефонов для образовательных целей теперь допустимо.

«Например, у нас могут быть интерактивные материалы с QR-кодами, которые сканируются с помощью телефонов. Это не противоречит новому закону», — добавил педагог.

Учитель из школы на севере Петербурга сообщила, что приказ о запрете использования мобильных устройств на уроках издается каждый учебный год.

«В каждом классе есть специальные накопители для телефонов, куда ученики сдают свои гаджеты в начале урока и забирают в конце. Конечно, некоторые не сдают устройства или подставляют обманки. В таких случаях проводится дополнительная работа с детьми и родителями», — рассказала она.

По ее словам, на уроках обычно проблем не возникает, однако заставить учеников отказаться от телефонов на переменах гораздо сложнее.

«Учителя-должностные лица постоянно делают замечания, но как только они отворачиваются, проблема возвращается. Бывали случаи, когда телефоны собирались на весь день, а иногда и на целую четверть. Инцидентов с повреждением телефонов учителями не зафиксировано», — отметила педагог.

В частных школах ситуация немного иная. Один из педагогов подчеркнул, что пока неясно, распространяется ли запрет на такие образовательные учреждения. Он отметил, что законодательство ограничивает учителей в плане санкций, и отобрать частную собственность они не имеют права.

«Наше единственное средство — это разговор. Мы не можем забрать мобильный телефон, можем только попросить убрать его. Если ученик отказывается, мы можем применить административные меры: вызвать завуча, директора или родителей. Но фактического изъятия телефона не допускается», — добавил он.

Таким образом, в российских школах продолжается поиск оптимального подхода к использованию мобильных устройств в образовательном процессе. Учителя стремятся найти баланс между новыми технологиями и необходимостью поддерживать дисциплину, что становится все более актуальным в условиях цифровизации образования.


close
Наши информационные каналы
close
Зарегистрировавшись, вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и соглашаетесь с тем, что информационно-аналитический портал 1RRE может иногда связываться с вами о событиях, анализах, новостях, предложениях и т. д. по электронной почте. Рассылки и письма от 1RRE можно найти по маркетингу партнеров.