Дотационные регионы под прицелом: Пересчет обязательств и его последствия»

Фото: ShutterStock

Проект правительственного постановления, разработанный Минфином, будет реализовывать положения Бюджетного кодекса, касающиеся контроля за обязательствами регионов и муниципалитетов по концессионным соглашениям и лизинговым договорам. Принятие этих правил станет важным шагом в рамках усилий правительства по упорядочиванию учета бюджетных обязательств на всех уровнях. Об этом пишет 1rre.ru

Экономический анализ: Пересчет обязательств дотационных регионов

Согласно новым правилам, обязательства по концессионным соглашениям, договорам государственно-частного партнерства (ГЧП), международного частного права (МЧП) и лизинговые платежи теперь будут учитываться при расчете долговой нагрузки регионов и муниципалитетов. Это изменение направлено на улучшение финансовой устойчивости на местах.

Ужесточение норм для дотационных регионов

Для территорий с критической финансовой ситуацией, где доля федеральных трансфертов составляет более 40% бюджета, введены более строгие ограничения — не более 50% от собственных доходов. Данный подход призван снизить финансовые риски и укрепить бюджеты дотационных регионов, обеспечивая их большую стабильность.

дотации

Подробности нового проекта Минфина

Минфин разработал проект, который четко регламентирует, как местные власти должны учитывать свои обязательства при составлении бюджета. Включение в расчет всех платежей — капитальных грантов, платы концедента, лизинговых расходов и других затрат публичного партнера — поможет создать более прозрачную картину финансовых обязательств. Новые правила вступают в силу в этом году и будут применяться к договорам, заключенным с января, охватывая бюджетные циклы на 2026–2027 годы.

Ограничения на новые соглашения

Эти меры создадут жесткие ограничения для дотационных регионов при заключении новых соглашений, которые могут повлечь за собой дополнительные финансовые нагрузки. Это направлено на предотвращение передачи условных обязательств на будущие бюджеты, что может произойти, например, при расторжении контрактов или уходе инвесторов из проектов.

Историческая перспектива контроля

Усиление централизованного контроля в этой области имеет долгую историю. В 2021 году была создана система мониторинга реализации концессий и ГЧП с использованием платформы «ГИС Управление». В 2023–2024 годах Минфин расширил свои инструменты, внедрив реестр обязательств органов власти, который включает как прямые расходы, так и условные обязательства, связанные с потенциальными рисками, такими как штрафы и изменения условий соглашений.

Верификация проектов ГЧП

Новый этап контроля логично продолжает инициативу, введенную в августе, когда правительство обязало ВЭБ.РФ проводить верификацию проектов ГЧП с бюджетом свыше 3 млрд рублей. Для дотационных регионов отрицательное заключение фактически означает невозможность реализации проекта, тогда как для финансово устойчивых субъектов оно является рекомендательным. Это поможет исключить рискованные и неэффективные инициативы на этапе планирования.

Перспективы и последствия

Эксперты считают, что новые правила Минфина позволят более строго контролировать долговую дисциплину регионов и снизить риск появления «скрытых» обязательств, которые могут привести к финансовым проблемам. Для регионов это означает необходимость более осмотрительного подхода к новым инвестиционным соглашениям и активизацию взаимодействия с федеральными органами. В долгосрочной перспективе такая централизация может замедлить реализацию инфраструктурных проектов, однако она также поможет избежать системных кризисов на местах.


close
Наши информационные каналы
close
Зарегистрировавшись, вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и соглашаетесь с тем, что информационно-аналитический портал 1RRE может иногда связываться с вами о событиях, анализах, новостях, предложениях и т. д. по электронной почте. Рассылки и письма от 1RRE можно найти по маркетингу партнеров.