Снижение любого производства всегда вызвано падением спроса на его продукцию. Падение доходов населения сказывается на росте производства сельскохозяйственных отраслей. В 2019 году покупательская способность рубля значительно снизилась. Народонаселение России вынуждено экономнее относиться к потреблению продуктов питания. Первой отреагировала на этот процесс мясная отрасль, которая, по сравнению с 1 кварталом 2018 года:
Рыбная отрасль почти на 5% снизила выпуск своей продукции в 1 квартале 2019 года.
В молочной отрасли наблюдается только рост изготовления сыров. Производство молока упало почти на 2%, сливочного масла – почти на 11%.
Переработка картофеля в 1 квартале 2019 года выросла почти на 21%, изготовление подсолнечного масла, в том числе и нерафинированного, дало прирост около 6%. Снизилось производство маргарина почти на 8%.
Несмотря на увеличение производства муки почти на 3%, хлебопекарная отрасль снизила темпы роста более чем на 3%. Кондитерских изделий тоже стало производиться меньше почти на 1%.
Потребление несладкой воды выросло почти на 20%. К радости наших медиков, снизилось потребление сигарет.
По приведенным данным видно, что россияне проводят перераспределение семейных бюджетов. Снижается потребление мясомолочных изделий, но растет потребление постного масла и муки. Хозяйки опять предпочитают печь самостоятельно мучные изделия, а не покупать промышленные.
Чтобы выжить, удержаться на плаву и сохранить кадры, производителям придется снижать цены на продукцию. Но и эта мера имеет предел. Закупки сырья подорожали только за счет НДС на 2%, а теперь выросли в цене и энергоносители. Всё это приведёт к нерентабельности производства и снижению не только из-за спроса, но и из-за дороговизны.
Еще больнее ударит по сельскохозяйственной отрасли отмена программы поддержки аграриев, которую запланировано прекратить с 2020 года. Сельские производители уже сейчас начали отправлять запросы Правительству РФ с просьбой продолжить программу поддержки на следующий год.