Каждый год 1 июля в России празднуется Ярилин день, посвященный древнеславянскому богу Ярило. Этот уникальный праздник был временем, когда наши предки следовали определенным традициям и знали, что стоит делать, а что — избегать. Основная идея праздника заключалась в почитании Ярила, который олицетворял плодородие и мощь. Ярилин день символизировал завершение весны и начало лета, часто называемое «Макушкой лета».

До того как Русь приняла христианство, один из самых почитаемых праздников славян был посвящён солнечному богу Яриле. Этот день — Ярилин — символизировал встречу весны с летом, торжество жизни, света и плодородия. Именно тогда древние люди обращались к природе, стихиям, животным и солнечным божествам с просьбой о защите, здоровье и богатом урожае.
В славянских мифах Ярило — олицетворение солнца и весенне-летнего цикла. Его образ — юный всадник на белом коне с венком на голове и колосьями в руках — нес в себе энергию тепла, силы, расцвета и даже воинской доблести. Легенды гласят, что в день его чествования другие боги пытались оспорить его могущество, но Ярило неизменно одерживал верх — ведь пока светит солнце, ничто не может затмить его власть.
С приходом христианства культ Ярилы был официально осужден как языческий, но любовь к этому дню осталась в народной памяти. И хотя Ярилу перестали чествовать в церквях, восточные славяне продолжили праздновать «Макушку лета» — под именами Ярилки, Середина лета, Сенозарница. В нем соединялись веселье, вера и ритуалы, призванные поддержать связь человека с природой.
1 июля люди наряжались в лучшие одежды, девушки вплетали цветы в волосы, юноши украшали пояса лентами. На улицах проводились ярмарки, состязания, игры. Веселье было неотъемлемой частью обряда — как средство привлечь к себе щедрость природы. Вечером собирались у костров, пели песни, водили хороводы, угощались пирогами и травяным чаем. Всё это делалось с одной целью — заручиться благосклонностью божества на весь грядущий год.
В некоторых регионах устраивали яркое шествие: парня или девушку сажали на белого коня, символизируя образ Ярилы. Считалось, что в ту сторону, куда он взглянет, будет расти жито, а где ступит — поднимется пшеница. В этот же день выбирали Ярилиху — девушку, которой отводилась главная ритуальная роль. Её одевали в белое, увенчивали венком и вели хоровод вокруг дерева, обращаясь к солнцу и земле с молитвами о благополучии:
«Куда ногою — там хлеб копною,
Куда глянет — там колос прорастёт».
Ярилин день был также временем вольной любви. Молодёжь свободно выражала симпатию, устраивала смотрины и даже совершала обряды приворота. В этот день отношения, зародившиеся на поляне под солнцем, считались благословенными. Девушки гадали на венках, пуская их по реке: если венок плыл прямо — ждать свадьбы, если тонул — любовь ускользала.
Кульминацией дня становилось массовое гуляние — «ярилины игрища». На лугу, в окружении огней, народ пел, плясал, устраивал кулачные бои. На поле выходили избранные Ярило и Ярилиха — символы мужского и женского начала. Их приветствовали песнями:
«Благословлял Ярило землю,
Дарил детей и плод,
Где он шагает — рождается хлеб,
Где он глядит — колос цветёт».
С наступлением ночи зажигались «ярилины огни» — символ вечного света, горящего в сердцах тех, кто чтит древнюю силу солнца, природы и любви.