Поминальный день 9 мая в Русской Православной Церкви: когда и кого следует поминать

Фото: ShutterStock

По традиции, 9 мая в России празднуют, пожалуй, самый большой светский праздник – День Победы, однако уже 25 лет торжества проводит и Русская Православная Церковь, установившая свой, церковный, праздник – день поминовения усопших воинов. Он был установлен в память о миллионах людей, погибших в той страшной войне, вот их и поминают в этот великий день.

Когда и почему РПЦ был установлен поминальный день 9 мая

Подобное решение было принято Собором РПЦ еще в декабре 1994-го года. А уже 9 мая 1995-го года во всех соборах, храмах и церквях прошли памятные службы и панихиды. За 25 лет и народ, и Церковь уже привыкли поминать в этот день погибших за Отечество и Веру в годы той страшной войны. В этот день, кроме, собственно, воинов принято поминать всех безвинно погибших в 1941-1945 годах. Ведь люди отдавали за Родину самое дорогое что у них было – здоровье и жизнь. А ведь в Писании написано, что нет большей любви и большего подвига, чем отдать свою жизнь за других.

РПЦ чтит защитников, отдавших свои жизни в Великой Отечественной войне вне зависимости от их религиозности, ведь есть знаменитое выражение, что на фронте атеистов не бывает. Конечно, среди бойцов и командиров РККА и РККФ большинство были крещенные, однако встречались и атеисты. Но если атеист погиб за Родину и Веру, то он тоже достоин поминовения, тем более что перед войной, в 20-30 годы, вовсю пропагандировалось безбожие. И когда первые месяцы войны показали, что одолеть врага можно только «всем миром», Сталин сразу приказал выпустить из тюрем и лагерей всех заключенных священников, восстановить работу храмов и не препятствовать службам. Так война стала Великой Отечественной, когда весь народ встал на защиту своей Отчизны, а вместе с ней – и Церкви.

В этот светлый и немного грустный день принято вспоминать и ветеранов – тех, кто пережил Великую Отечественную, но ушел из жизни позже – из-за ранений или по старости. Ведь в живых их уже практически не осталось. И они тоже достойны поминовения, как те, кто ушел в те страшные военные годы – бойцы, командиры, партизаны, наконец, обычные люди, погибшие при бомбежках, от голода и в результате «нового порядка» на оккупированных территориях. Да, Верховный Главнокомандующий Иосиф Сталин объявил ту войну Великой Отечественной, но еще раньше это сделал местоблюститель Патриаршего Престола Сергий, который еще 22 июня 1941 года, в первый день войны, обратился со специальным посланием-проповедью ко всем верующим, благословив их на борьбу с врагом.

День Победы 9 мая, как его приближала РПЦ

В этом послании тогдашний глава РПЦ высказал свою уверенность в том, что благословленный им советский народ победит в этой страшной войне, хотя она только начиналась. Вообще Церковь не осталась в стороне от священной войны. Во всех церквях постоянно шли службы «об одолении супостата», кое-где при храмах открывались госпитали. Иерархи РПЦ всех уровней организовали сбор пожертвований среди верующих, присовокупляя к ним и кое-какие уцелевшие церковные ценности. Всего за годы ВОВ РПЦ собрала в Фонд Обороны почти полмиллиарда рублей. На эти деньги были построены танковая колонна «Дмитрий Донской», эскадрилья самолетов «Александр Невский», однако это лишь малая часть вклада РПЦ в Победу.

Многие священники ушли добровольцами на фронт, где храбро и честно воевали, служили в госпиталях, как, например, знаменитый Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), проводивший серьезные операции раненым в Красноярском крае, и получивший после войны Сталинскую премию за свои научные труды. Помогали священники и партизанам – например в Белорусском Полесье немцы расстреляли более половины священнослужителей за помощь партизанам. В общем Церковь, как всегда, оставалась со своим народом.

Подобная позиция РПЦ была одобрена руководством СССР и лично Сталиным, который в сентябре 1943-го года разрешил ее легальное существование, выборы Патриарха, и предоставил привилегии, невозможные за 10 лет до этого. Так что РПЦ тоже внесла ощутимый вклад в Победу, как и все советские люди.

День 9 мая и другие памятные даты ВОВ, совпадающие с церковными праздниками

Факт не известный всем – день 22 июня 1941 года, когда началась Великая Отечественная война и Сергий написал свое послание, еще был и церковным праздником – Днем Всех Святых Российской земли. Такая вот символическая дата, причем не одна. Контрнаступление под Москвой началось в День Святого Благоверного Князя Александра Невского – еще одного защитника Руси. Знаменитая танковая битва под Прохоровкой произошла 12 июля 1943-го года, в День Апостолов Петра и Павла. А освобождение Киева совпало с Праздником Казанской Иконы Божьей матери.

Подобная ситуация сложилась и в победном 1945-ом. 6 мая того года Православные праздновали Пасху и День Георгия-Победоносца. А 9 мая выпало на Светлую Пасхальную Седмицу. Символична и дата первого Парада Победы – он прошел 24 июня 1945 года, как раз в день Святой Троицы. И в этом, 2020 году, во всех соборах, храмах и церквях пройдут поминальные службы по усопшим защитникам Отечества и Веры, а также всем невинно погибшим в годы Великой Отечественной войны, закончившейся Победой именно 9 мая 1945 года.


close
Наши информационные каналы
close
Зарегистрировавшись, вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и соглашаетесь с тем, что информационно-аналитический портал 1RRE может иногда связываться с вами о событиях, анализах, новостях, предложениях и т. д. по электронной почте. Рассылки и письма от 1RRE можно найти по маркетингу партнеров.