Обязательное соблюдение «масочного режима» в общественных местах действует по всей территории Российской Федерации. При отсутствии средств индивидуальной защиты у покупателей сотрудники магазинов, супермаркетов и других торговых точек не должны их обслуживать.

Согласно российскому законодательству во всех регионах России введен «масочный режим» и определены общественные места, где запрещено находиться без средств индивидуальной защиты органов дыхания. К таким местам относятся, в том числе организации торговли, магазины, супермаркеты.
Как разъяснили в Роспотребнадзоре, в случае нахождения покупателей в магазине без ИСЗ сотрудники торговых точек вправе принять меры к нарушителям противоэпидемических мероприятий, отказав в их обслуживании. Это не должно расцениваться, как нарушение прав потребителя, так как такие меры предпринимаются из-за нарушения режима, введенного на территории России в связи с пандемией, вызванной распространением коронавирусной инфекции.

Покупателей без масок или других средств индивидуальной защиты органов дыхания за нахождение в магазине могут привлечь к ответственности за нарушение ч.1 статьи 20.6.1 Кодекса РФ об админправонарушениях, введенной в действие с 1 апреля 2020 года.
Статьей предусмотрено административное наказание в виде штрафа от 1 тыс. руб. до 30 тыс. руб., а при повторном невыполнении требований законодательства в области санитарно-гигиенических мероприятий – до 50 тыс. руб.
Во многих супермаркетах и магазинах российских регионов введено обязательное уведомление потребителей при помощи громкой связи об отказе в обслуживании за не соблюдение «масочного режима», а также об административной ответственности покупателей за противоправные действия.

Несмотря на введение в регионах России ограничений для пребывания в общественных местах, в том числе и в магазинах, без средств индивидуальной защиты органов дыхания, многие потребители продолжают игнорировать установленные правила. Поэтому Роспотребнадзор дал рекомендации торговым точкам, как им действовать, чтобы исключить жалобы со стороны покупателей.
Если покупатель не согласен исполнять предписанные требования, сотрудник магазина, не вступая в конфликт, вправе отказать ему в обслуживании и вызвать представителей правоохранительных органов для пресечения противоправных действий.