Механизм реабилитации клиентов по банковским черным спискам не работает по причине отсутствия информации

Фото: ShutterStock

В России после запуска в работу двухуровневого механизма реабилитации клиентов, попавших в черные списки Росфинмониторинга и ЦБ России недобропорядочных пользователей, кредитные организации дабы обойти процесс реабилитации, стали отказывать клиентам без передачи соответствующей информации в органы, занимающиеся контролем.

Подобные действия объясняются тем, что после старта системы реабилитации клиенты-отказники массово обратились в банки с заявками на исключение из списка. Первый этап разработанной ЦБ программы предполагает принятие банком самостоятельного решения об отмене оснований, предшествующих отказу клиенту в проведении операций, и удалении этих сведений из единой базы.

Второй уровень реабилитации предусмотрен для случаев, если банк отказывается пересматривать принятое решение по отказнику, несмотря на его заявление. В таком случае у клиента есть право обратиться Банк России, где его заявление рассмотрит комиссия из представителей Росфинмониторинга и регулятора. Подобный механизм полноценно заработал со второй половины апреля.

«Недоотказы» кредитных организаций нигде даже не зафиксированы, так как большинство клиентов-физлиц не требуют закрепить отказ в проведении операций документально. В крупных финансовых учреждениях с большой вероятностью доля полноценных отказов с передачей информации в Росфинмониторинг на сегодня не выше 0,01% от общего их числа.

Если гражданин получил отказ сразу в нескольких банках и хочет, чтобы его исключили из черного списка, ему придется процедуру реабилитации проходить в каждом из этих банков.

На сегодняшний день установить был ли отказ банка клиенту следствием внесения его в список недобросовестных клиентов по 115-ФЗ или же это некие собственные соображения кредитной организации без информирования Росфинмониторинга, нет возможности.


close
Наши информационные каналы
close
Зарегистрировавшись, вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и соглашаетесь с тем, что информационно-аналитический портал 1RRE может иногда связываться с вами о событиях, анализах, новостях, предложениях и т. д. по электронной почте. Рассылки и письма от 1RRE можно найти по маркетингу партнеров.