Быть или не быть эвтаназии в России

Фото: ShutterStock

Стивен Хокинг, известный на весь мир физик, страдал от бокового амиотрофического склероза (БАС). Все помнят его скрюченное тело в инвалидном кресле. Обычно страдающие этим заболеванием умирают максимум через 5 лет от удушья, если не подключать человека к аппарату искусственного дыхания. В России ведется дискуссия о допустимости отказа от такого неприродного продления жизни.

Больной БАС может умереть от резкого спазматического удушья, а может страдать мучительно долго. На несколько месяцев или лет жизнь помогает продлить аппарат искусственного дыхания. Однако при этом человек обездвижен и теряет способность общаться с другими.

Сами страдающие данным заболеванием и их родственники уже давно поднимают непростой для нашей страны вопрос: может ли человек выбрать эвтаназию вместо искусственного продления жизни, если он этого хочет?

Пока ведется обсуждение, люди постоянно сталкиваются с этим ужасным выбором. Своим опытом отказа от продления жизни близкого человека поделилась Ирина Донцова (фамилия изменена).

Мать Ирины страдала БАС. Она была самостоятельным и очень независимым человеком. Опираясь на особенности характера родного человека, дочь сделала выбор в пользу естественного прекращения жизни. Пожилая женщина получала лекарства, избавлявшие ее от спазмов и напряжения. И однажды просто перестала дышать во сне в своей постели на даче.

За психологической поддержкой их семья обратилась в фонд «Живи сейчас», благодаря работе его сотрудников люди находят в себе силы жить дальше, но определяя для себя границы жизни. Если брать заболевание БАС, то каждый случай уникален. Бывает, что с момента постановки диагноза до смерти проходит год. Иногда несколько, а порой — и десятки лет.

В случае с матерью Ирины было три года. Когда начались приступы удушья, самым сложным было не поддаться панике и не вызвать скорую. Врачи сразу инкубируют больного, вводя в трахею дыхательную трубку. И домой человек уже не попадет до самой кончины.

Ирина выбрала для матери препарат, который снимает спазм, и давала таблетки. Уход за человеком, который перестает контролировать собственное тело, тяжел и неприятен. Тем более что в памяти всегда его образ, когда он был здоровым.

Не менее страшен факт, что сам больной все время остается в сознании в своем умирающем теле. Человек должен иметь осознанную возможность выбрать: умирать ему или нет.


close
Наши информационные каналы
close
Зарегистрировавшись, вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и соглашаетесь с тем, что информационно-аналитический портал 1RRE может иногда связываться с вами о событиях, анализах, новостях, предложениях и т. д. по электронной почте. Рассылки и письма от 1RRE можно найти по маркетингу партнеров.