Хитрости автомобилистов прошлого: зачем советские водители грузовых машин поджигали колеса в сильные морозы

Фото: ShutterStock

Горящие покрышки от автомобильных шин зимой – довольно частое явление в далекие времена Советского Союза, причем делалось это автомобилистами не всегда для того, чтобы погреться. Зачем водители прошлого делали это, расскажем в нашей статье.

Зачем советские водители грузовых машин поджигали колеса в сильные морозы

В СССР в производстве резины применялся натуральный каучук, что не самым лучшим образом сказывалось на качестве автомобильных покрышек: при низких температурах такие покрышки лишались эластичности и становились менее прочными. В результате страдало сцепление шин с поверхностью дороги, а сами покрышки в сильные морозы нередко разрушались и даже лопались.

Это именно тот случай, когда все гениальное просто, ибо советские водители действительно решали эту проблему очень легко. Они обливали резину бензином с высоким октановым числом, а затем поджигали. Но ведь тогда покрышки могли сгореть!

Однако нет! Дело в том, что резина на морозе гореть не могла – сгорал только бензин. И единственным эффектом от этого сжигания, причем эффектом положительным, было повышение у прогретой резины эластичности. В 60-е–70-е годы прошлого столетия прогрев шин зажженным бензином перед зимней поездкой был почти ритуалом. Во всяком случае, это делалось строго регламентировано. Причем эта процедура в пути проводилась неоднократно.

Иногда покрышки бензином не обливались – прогрев осуществлялся при помощи паяльной лампы. Не спасла положение даже известная в то время «Снежинка» — первая советская зимняя резина, появившаяся во второй половине 70-х. Зимних нагрузок она тоже не выдерживала. Поэтому шины на морозе продолжали жечь. И лишь только в 80-е годы советские разработчики начали экспериментировать с протекторными рисунками и химическими свойствами резины.

Хитрости и лайфхаки советских водителей

В эпоху, когда автомобили еще не были столь продвинутыми, как сегодня, а их ремонт не то чтобы был дорог, а часто просто недоступен, водители прибегали к хитростям, чтобы не остаться посреди чистого поля на своих двоих.

Некоторые такие своеобразные лайфхаки и советы могут быть полезны даже для современных автомобилей, доверху напичканных всевозможными системами помощи водителю.

  • Бензин и масло

В советские времена, когда зимы были холодные, а на улицах лежал снег, каждое утро было как лотерея. Если ночь выдалась лютая, то с утра мотор мог и не запуститься. И дело было вовсе не в аккумуляторе, севшем за ночь, хотя о нем мы тоже поговорим.

Дело в том, что масла в то время были лишь минеральные, привычной нам сегодня синтетики еще не изобрели. Минеральное масло в сильный мороз не то что густеет, а кристаллизуется. Из-за этого оно не может нормально прокачиваться по масляным каналам, не обеспечивается необходимое давление, и двигатель не запускается.

Для того чтобы с утра не остаться с носом, в масляную горловину движка перед тем, как пойти домой, добавляли стакан-полтора бензина и давали так поработать с минутку.

Наутро масло не замерзало, что позволяло коленвалу прокручиваться легче, а самому маслу поступать в каналы. При этом бензин, как известно, хорошо испаряется. Эти-то пары попадают в цилиндры, где дополнительно обогащают смесь. Так мотору проще запуститься.

  • Лестница

Иногда в багажнике водителя из СССР можно было найти веревочную лестницу. Она очень помогала выбраться из сугроба или грязи, если автомобиль застрял. Один конец веревочной стремянки крепили к дереву или столбу, а второй прикрепляли к отверстию в диске колеса. Этот простой механизм не давал сбоев и позволял выбраться даже из самых жестких засад.

  • Помощь с электричеством

Раньше в автомобилях широко применялись свинцово-кислотные аккумуляторы, которые не давали той надежности и долговечности, присущей современным щелочным и литий-ионным батареям. Так что частенько они подводили владельцев.

Как и любые подобные батареи, свинцово-кислотные аккумуляторы работали за счет химической реакции. Знающие люди брали упаковку аспирина, крошили таблетки и кидали их по паре в каждую ячейку. Ждать эффекта не нужно было — действие оживляющего снадобья начиналось почти сразу. Это могло дать пару-тройку часов.

Еще один способ оживить аккумулятор известен сегодня многим, но применить его на практике не представляется возможным из-за особенностей строения современных автомобилей.

Опытные автомобилисты умели прикуривать аккумуляторы буквально чем попало. Если не было проводов, то «плюсы» соединяли хоть каким-нибудь проводом. А «минус» перекидывали обычной монтировкой. Ее просто клали на бамперы поставленных рядом автомобилей. Дело в том, что тогда бамперы делали из стали, а не из пластика, как сейчас. Так что с современными автомобилями такой трюк не сработает.

  • Соль

На самом деле это весьма очевидный способ борьбы с повышенной влажностью в салоне автомобиля. Простой мешочек с солью обладает способностью впитывать влагу. Если зимой за ночь лобовое стекло автомобиля покрывается узорами изнутри, то это означает повышенную влажность.

Чтобы такого не происходило, прямо под стекло клали мешочек с солью, которая боролась с образованием конденсата. Некоторые водители протирали стекла такими мешочками.


Авто 01.09.20240

Автомобили китайского производства, которые вышли на российский рынок после выхода иностранных брендов, вскоре начнут массово поступать на вторичный рынок. Эксперты...

close
Наши информационные каналы
close
Зарегистрировавшись, вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и соглашаетесь с тем, что информационно-аналитический портал 1RRE может иногда связываться с вами о событиях, анализах, новостях, предложениях и т. д. по электронной почте. Рассылки и письма от 1RRE можно найти по маркетингу партнеров.